Из потешного в регулярный: 30 октября отмечается День основания военно-морского флота РФ | Москва.ру

Из потешного в регулярный: 30 октября отмечается День основания военно-морского флота РФ

Общество
Фрегат Черноморского флота "Адмирал Макаров". Фото: Виипедия

День основания Российского военно-морского флота отмечается 30 октября. Этот праздник связан с первым русским императором Петром I и его стремлением обеспечить Россию выходами сразу в несколько морей. О происхождении даты и зарождении первого русского флота — в материале интернет-газеты «Москва.ру».

Идея создать централизованный военно-морской флот пришла в голову Петру I. По его настоянию Боярская Дума 30 октября 1696 года приняла решение о его создании, хотя по факту в нерегулярном виде он существовал задолго до этого. Именно поэтому официальной датой появления регулярный военно-морской флот в России считается 30 октября.

Известно, что Петр I увлекался кораблестроением. В 1692 году он заложил на горе Гремяч возле Переславля верфь, где строились ладьи потешной флотилии для плавания по Плещееву озеру. Она была спущена на воду 1 мая того же года. Торжественное мероприятие приветствовало и созданное юным Петром Алексеевичем потешное войско. Это и был первый шаг к основанию регулярного русского флота. Затем корабли строили в Архангельске, однако Петр считал, что Белое море не пригодно для морских экспериментов, поэтому России был необходим выход к другим морям — Балтийскому, Азовскому и Черному.

Единственный уцелевший корабль — ботик «Фортуна», сделанный Петром I. Фото: Википедия.

В результате «потешный» интерес Петра I перерос в страсть по освоению корабельного дела. Так, во время Великого посольства в Европу (1697—1698 годы) он с целью обучения кораблестроению более четырех месяцев провел в Голландии. Тогда он посетил несколько верфей и кораблестроительных мастерских, а также нанял около 700 специалистов для нужд армии и флота и закупи оружие. Затем Петр Алексеевич отправился с той же целью в Англию, пробыв там около трех месяцев и посетив Дептфорд, где находились королевские верфи. Он детально знакомился с устройством военных кораблей английского флота.

Впоследствии численность русского военно-морского флота начала стремительно расти. В период с 1695 по 1710 годы было построено 67 кораблей, прамов и фрегатов, 67 бомбардных судов, брандеров, галер, приблизительно 1000 бригантин и прочих судов. Однако такая поспешность привела к тому, что первый русский флот очень быстро приходил в негодность.

И. К. Айвазовский. Пётр I при Красной Горке, зажигающий костёр на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим. Фото: Википедия.

Активное и продуманное строительство русского флота началось уже после победы в Северной войне. Получив выход к Балтике, Петр I обрел возможность построить Балтийский флот, с которого началась знаменитая история военно-морских сил России. Базы размещались в Петербурге, Кронштадте, Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Корабли строили на верфях по всей России — в Воронеже, Казани, Архангельске, Переяславле, Астрахани, Петербурге. Кроме того, при Петре I появились отечественные флотоводцы.

Заложенные первым русским императором основы военно-морского флота впоследствии сыграли одну из ключевых ролей во внешней политике страны. При его участии была выиграна не одна русско-турецкая война. Однако последним испытанием императорского флота можно считать Первую мировую войну и революционные события 1917 года, которые привели к его развалу. Созданная в СССР заново структура, система подготовки и образования ВМФ используется Россией и по сей день.

Рейтинг
Москва.ру