Департамент Москвы по конкурентной политике потратит 194 миллиона на систему распознавания лиц в трамваях. Установка специальных камер позволит оплачивать проезд только посмотрев в объектив, но для этого москвичам придется «поделиться» биометрическими данными. Подробнее — в материале интернет-газеты «Москва.ру».
Москва постепенно приближается к городам из хорошо известных антиутопий. В трамвайных вагонах модельного ряда «Витязь-М» оборудуют видеонаблюдение с современной системой распознавания лиц. Предназначено обновление для оплаты проезда с помощью сканирования лица. На это столичные власти выделили 193,9 млн рублей.
Согласно техзаданию, подрядчик установит в трамваях 390 комплектов системы видеонаблюдения, в каждом из которых по 6 камер. И 390 трамваев с биометрическими данными москвичей в скором времени побегут по столице, что составляет примерно половину от их количества.
По данным правительства Москвы за 2019 год, столичная трамвайная сеть насчитывает 418 километров путей. В парке Мосгортранса около 800 трамваев, которые курсирует по 46 маршрутам. Сергей Собянин сообщил о планах обновить весь трамвайный парк на современные модели «Витязь-М» к 2024 году.
Заявленное новшество уже давно используется в Китае. Последние три года в крупных городах страны работают системы распознавания лиц как в общественном транспорте, так и магазинах и на улицах города. В базе министерства общественной безопасности КНР хранится биометрия около 1,3 млрд китайцев. По всей стране насчитывается порядка 170 миллионов камер видеонаблюдения.
Как это работает: с помощью камеры сканируется лицо на основе индивидуальных физических признаков — формы лица, ширины носа и тд. После сканирования генерируется уникальный код, который применяется к каждому человеку. Этот код удостоверят личность человека, и он же привязывается к электронному кошельку.
Единая биометрическая система в России работает с 1 июля 2018 года. По данным ЦБ РФ за 2019 год свои данные сдали более 109 тысяч человек.
Казалось, что к нам такие технологии придут не так скоро. Но, по всей видимости, власти Москвы готовы перенять опыт китайских коллег. Ранее столичные власти сообщили о размещении таких камер в метрополитене, проект обошелся городу в 1,4 млрд рублей. Дептранс пока не сообщил точную дату, когда система заработает с функцией оплаты, но одна из стадий тестирования завершится 1 октября.
Целью установки новой системы наблюдения является «повышение безопасности пассажирских перевозок и оперативного реагирования на возникновение событий», указано в материалах госзакупки.
Корреспондент «Москва.ру» решила узнать мнение эксперта, представляющего «Цифровой выставочный центр», Ивана Полякова о том, какие негативные последствия для москвичей могут иметь технологические новшества.
«С точки зрения цифровой безопасности, как мы знаем существует темная сторона RUнета, куда уплывает достаточно много личных данных людей. Утечки из банков, из баз МВД — это невозможно сделать без участия сотрудников данных учреждений. Вопрос в системе распознавания лиц — насколько мы с вами получим то, что ей будут пользоваться не только во благо, но и во зло», — считает эксперт в работе на массовых мероприятиях.
По словам Ивана Поляков, несовершенства системы заключаются в изъянах работы контролирующих органов, их честности и возможности их манипулирования. Эксперт заключил, что единственный способ уберечь свои данные от рисков стать достоянием общественности — пользоваться кнопочным телефоном и исключить все современные привязки к личным данным по типу Face Id и прочих.
Напомним, что сейчас к системе видеонаблюдения подключены около 200 тысяч городских камер. Из общественного транспорта на очереди остаются только электробусы. От всевидящего око никто не спрячется.
Департамент города Москвы по конкурентной политике возглавляет Иван Щербаков. Обратиться в департамент можно по телефону: +7 (495) 957-99-77, или написать на mostender@mos.ru