Самообразование и дистанционное образование. Главное отличие в том, что самообучаться можно хоть всю жизнь, но диплом все равно не получить. Или это не так? Юрист рассказала интернет-газете «Москва.ру» о правовом аспекте самообразования в России.
Сравнивая дистанционное образование с самообразованием, можно выделить ряд плюсов и минусов как в одной форме обучения, так и в другой. Зачастую эксперты отмечают, что главный минус самообразования в том, что не удастся получить заветную «корочку», с которой потом можно пойти и устроиться на работу.
Но юрист Елена Бочкарева уточняет, что не все так просто.
«В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации, образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)», — отмечает юрист.
Так, итогом обучения в форме семейного образования или самообразования является прохождение итоговой аттестации в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (ст. 58 Закона об образовании), поясняет Елена Бочкарева.
Другими словами, имеющийся закон дает возможность самостоятельно изучить школьную программу при условии прохождения обязательной аттестации в школе. Если говорить о высшем образовании, то в 2019 году Минобрнауки России рассматривало вопрос о способах подтверждения полученных знаний при получении высшего образования в условиях самообразования.
«Речь шла только о зачете отдельных курсов. В настоящий момент студент для получения диплома должен выполнить учебный план в соответствии с госстандартом, а это возможно только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», — подчеркивает юрист.
Теперь немного о дистанционном образовании. В части 2 статьи 17 ФЗ Об образовании в РФ четко закреплены формы обучения: очная, очно-заочная и заочная. Елена Бочкарева акцентирует внимание на том, что формы получения образования «определяются государственными образовательными стандартами и зависят от будущей профессии специалиста».
Таким образом, закон и госстандарты предусматривают применение дистанционных образовательных технологий.
«Но это не форма обучения, а только образовательная технология! Обычно такая технология используется при очно-заочной и заочной формах обучения. Некоторые вузы указывают применение дистанционной технологии на сайтах, например, используя формулировку: «Подготовка дипломированных бакалавров по заочной форме с использованием дистанционных технологий», — объясняет эксперт.
Очень небольшой опыт применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период введенного режима самоизоляции на фоне пандемии вируса COVID-19 в России свидетельствует больше об их минусах, чем о плюсах, считает Бочкарева.
Тем не менее, ведущие вузы мира, имея значительно больше возможностей глобального использования дистанционного обучения, до сих пор не отказываются от прямого и непосредственного общения с учеником в классе и со студентом в аудитории, заключила юрист.
Ранее «Москва.ру» рассказывала, что лучше выбрать, просвещаясь на удаленке.