Сексизм при приеме на работу. Что не так с гендерным равенством в Москве | Москва.ру

Сексизм при приеме на работу. Что не так с гендерным равенством в Москве

Московскую студентку-искусствоведа Антонину Филатову не захотели брать на работу в крупную галерею, объяснив это ее возможным уходом в декрет после окончания учебы. О том, как работают гендерные стереотипы работодателей при приеме сотрудников в штат, рассказала интернет-газете «Москва.Ру» генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» Наталья Сторожева.

Может ли быть женщина “у руля”?

Эсперт подтвердила наличие негласных стереотипов о «женских» и «мужских» профессиях. По ее словам, привычный набор стереотипов на руководящие должности выглядит следующим образом:

Женщинам отдают предпочтение на таких руководящих позициях, как главный бухгалтер, начальник планово-экономического отдела, руководитель юридической службы, HR-директор, руководитель учебного центра. «В 90% случаев на этих позициях вне зависимости от отрасли и масштаба компании работают дамы», — считает Сторожева.

Уже не так приветствуются, но все еще допускаются женщины на должность руководителя отдела рекламы и маркетинга, руководителя по коммуникациям и связям с общественностью, руководителя отделов маркетинга, руководителя финансово-аналитических отделов, а также на должность финансового директора.

«В небольших компаниях, численностью до 200-300 сотрудников, эти позиции вполне могут быть отданы женщинам (примерно в 60-75% случаев), в компаниях от 500 человек и выше на директорских позициях по маркетингу, продажам и финансам чаще всего работают мужчины, а женщины занимают позиции руководителей среднего звена в этих же подразделениях: начальников отделов, заместителей, старших специалистов. Женщины-директора в маркетинге, продажах и финансах занимают около 30-40%», — объясняет эксперт.

Вот на таких должностях как директор по производству, директор логистике или ИТ-директор женщин увидеть очень сложно, это традиционно «мужские» должности. Однако Сторожева отмечает, что это не говорит о том, что женщин на такую работу не берут. По ее словам, женщины пока сами не стремятся делать карьеру в этих сферах, ведь женских резюме в открытых источниках на такие должности не так уж и много. В этих направления женщин-руководителей не более 10-20%.

А вот куда путь женщинам, можно сказать, закрыт, это служба безопасности. «За 12 лет активной рекрутинговой практики нашего агентства не было ни одного случая найма женщины на эту позицию», — сообщает Сторожева.

Внутренняя установка работодателя

При этом она отметила, что у работодателя всегда есть четкая установка, некий образ того или иного работника, которого бы он хотел видеть на открытой вакансии. Конечно, часто эти образы также основаны на стереотипах.

Так, на позиции менеджера по работе с клиентами работодатель часто представляет энергичного молодого человека с кредитом на дорогую иномарку, так как это говорит об амбициях и указывает на материальную мотивацию. А вот при отборе кандидатов на должность бухгалтера обычно неосознанно ищут женщину средних лет с детьми, чтобы стабильно работала и не ушла в декрет.

Семейный человек с ипотекой или разведенная женщина с ребенком скорее будут приняты на вакансию руководителя отдела продаж, так как очень вероятно, что такой сотрудник будет упорным, настойчивым, требовательным к себе и другим.

«Безусловно, об этом не пишут в job description и не говорят впрямую на собеседованиях, так как это является прямым нарушением трудового законодательства, но руководители часто держат в голове подобные шаблоны и принимают решения о найме, руководствуясь определенными стереотипами», — объясняет Сторожева.

Женщины сами берут себе зарплаты меньше

Сторожева подтверждает, что разница в зарплатах между мужчинами и женщинами действительно есть. Но она не заложена в бюджете фонда оплаты труда. Она обусловлена разным поведением между гендерами во время собеседования, причины заложены скорее в психологии.

Логично, что работодатель всегда хочет платить специалисту меньше, а соискатель — получать больше.

«Как правило, мужчины сразу озвучивают ожидаемое вознаграждение «по верхней планке», делают это уверенно и решительно. Они всеми силами стараются «выбить» достойное вознаграждение, и если идут на уступки, то неохотно, и отступая «маленькими шагами», выдвигая встречные требования. Женщины в переговорном процессе более уступчивые, компромиссные, редко озвучивают «экстремальные» цифры и предпочитают придерживаться среднерыночных значений по ожидаемому доходу», — объясняет эксперт.

У женщин иная переговорная тактика, им важнее договориться, чем жестко настаивать на своем и в результате не получить предложения о работе. В результате они быстрее и легче идут на уступки. При этом не все женщины так уступчивы при переговорах, но в основном они уверены, что миролюбивость увеличивает их шансы получить работу.

Сторожева среди возможных причин такого поведения отмечает личную неуверенность, профессиональную незрелость и нежелание бороться за лучшее предложение, тратя время и силы на хождение по собеседованиям.

«Совокупность этих причин позволяет работодателям нанимать специалистов с одинаковым уровнем навыков на существенно разных условиях», — считает эксперт.

Рейтинг
Москва.ру