Восемьдесят пять лет назад, 15 ноября 1933 года по улицам Москвы проехал первый троллейбус. До 2015 года столичная троллейбусная сеть была крупнейшей в мире по дине контактной сети и числу подвижного состава.
Московский троллейбус — исторический вид транспорта для нашей столицы. На нем москвичи спешили на работу, на его остановках назначали свидания, о нем слагали песни. Помните, как писал Булат Окуджава: «Последний троллейбус, по улице мчи – верши по бульварам круженье…».
Особенно бурно троллейбусная сеть развивалась в пятидесятые годы прошлого века и к 60-м годам уже сформировалась ее нынешняя конфигурация. По данным из открытых источников, в 1995 году московские троллейбусы перевезли за год 1582,2 млн пассажиров, а по всей России пассажиропоток составил 8474,6 млн. Это был наиболее «урожайный» год.
Как отметил директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко, безусловно, в свое время появление троллейбуса было очень важной инновацией в сфере городского хозяйства, городского транспорта.
«По сравнению с автобусами тех времен с несовершенными двигателями внутреннего сгорания, работа транспортного средства на электричестве с подключением с сети, позволяла сделать его гораздо более эффективным, перевозить больше людей. Поэтому первые годы существования троллейбуса ему отдавалось предпочтение. И это было совершенно справедливо. Его ставили на все магистральные маршруты, и непременным атрибутом всех больших проспектов мегаполисов стал именно троллейбус», — сказал Трофименко.
Позже, в связи с развитием автомобильного транспорта, из-за постоянных заторов на улицах Москвы часть маршрутов в центре столицы сделали укороченными, а часть троллейбусной сети вообще демонтировали в рамках программ «Моя улица» и «Магистраль». Тем не менее, до 2015 года московская троллейбусная сеть была крупнейшей в мире по длине контактной сети и числу подвижного состава. Протяжённость одиночного контактного провода составляла около 1,3 тыс. км, длина линий — около 600 км. Москвичей развозили по городу 1150 троллейбусов из четырех парков.
Однако будущее эксперты все же связывают с электробусами. В соответствии с заключенными контрактами, в декабре этого года в столицу поступят 200 электробусов. В перспективе, как заявляли московские власти, планируется закупать по 300 электробусов в год.