В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) прошла стратегическая сессия, в ходе которой было принято решение об открытии в университете курсов обучения роботов.
Роботы идут учиться
Стратегическая сессия была посвящена дальнейшему развитию Института цифрового образования. На курсах в МГПУ роботы должны освоить технологии тестирования, оценку качества среды в учебном классе. После прохождения обучения они смогут анализировать учебную литературу, которая используется учителями для подготовки к урокам.
В МГПУ сообщили, что ежегодно курсы будут посещать от 20 до 30 роботов. Ректор университета Игорь Реморенко подчеркнул, что в перспективе вуз планирует «наращивать обучение роботов в зависимости от готовности разных наших институтов». «Здесь проявится и спортивный профиль, и искусство, и менеджмент в сфере образования», — отметил он.
«Роботы-преподаватели» и «роботы-няни»
Все чаще роботов в рамках экспериментальных образовательных проектов привлекают для преподавания различных навыков. В России уже давно функционируют социальные роботы, при этом их применяют не только в бизнесе, как, например, известного робота пермской компании Promobot. Существуют даже роботы-няни, ориентированные на дошкольные учреждения. Дети разучивают с ними правила дорожного движения, стихотворения, делают зарядку. Один из таких проектов для детсадов реализуется с 2012 года в лаборатории робототехники и искусственного интеллекта при Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники.
Исследователи отмечают, что роботы не могут заменить живого взаимодействия и оценить творческий потенциал ребенка. Тем не менее, дети испытывают интерес к электронным преподавателям, способным разучивать с ними песни, словарные слова и песни. Робот не критикует и не может развивать новаторское мышление, однако, с его помощью можно проводить тестирование учащихся. Примерами таких социальных роботов являются Robotalk от Okamura, робот от компании Cubic Robotics, «Гиперколобок» от «Павлин-технологии» и другие.
Для внедрения таких технологий школам и детсадам необходим высокоскоростной интернет и специальные устройства с соответствующим функциональным программным обеспечением. Президент России в своем послании Федеральному Собранию поставил задачу к 2024 году провести волоконно-оптические линии связи к большинству населенных пунктов с численностью жителей более 250 человек. По его словам, это откроет для россиян «все возможности цифрового мира».