Школьников воспитают трудом. В Думу внесли поправки к закону об образовании - Москва.ру

Школьников воспитают трудом. В Думу внесли поправки к закону об образовании

МОСКВА, 30 мар — Москва.Ру, Антон Размахнин. На рассмотрение Госдумы внесен проект поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации», посвященный трудовому воспитанию. О том, в чем состоят эти поправки, каковы их перспективы и что ждет общество от трудового воспитания в школах – в материале Москва.Ру.

Воспитание через труд.

Авторы внесенного в Думу 29 марта законопроекта – сенаторы Виктор Кресс (глава Томской области в 1991 – 2012 году) и Александр Волков (президент Удмуртии в 2000 – 2014 году). Они предлагают ввести в школьную программу трудовое воспитание, «за исключением работ, входящих в должностные обязанности работников образовательной организации».

«В процессе систематического общественно полезного труда у ребенка формируются такие личностные качества, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, ответственность, уважение к труду и достижениям, творческая активность и самостоятельность», — пишут авторы законопроекта в пояснительной записке.

Кадетский класс в московской школе.

Санитарные нормы, касающиеся труда несовершеннолетних — ныне действующих только на подростков начиная с 14 лет — планируется распространить и на младшеклассников.

«Мы, по глупости, включили в закон об образовании несколько статей, которые запрещают вовлекать школьников в не относящиеся к образовательным процессы, то есть учащемуся нельзя сегодня взять веник и подмести в своем классе. Это дурость. — рассказал Москва.Ру Александр Волков. — К трудовому воспитанию, о котором идет речь, такие элементарные вещи не относятся. Речь о части школьной программы, по которой ребят аттестуют, дают оценки».

По словам Волкова, воспитание трудом ничем заменить нельзя. «У взрослых должно быть право работать с детьми. Ну не захочет там кто-то и ладно. Другие согласятся, потрудятся и будут радоваться результатам».

Урок труда в теплице.

Сенатор привел в пример одну из столичных школ, директор которой выступал в Совете федерации на днях. «Он привез с собой целую выставку из разных поделок старшеклассников, в том числе из мира современной техники», — отметил Волков.

Вопрос техники.

Тема трудового воспитания давно назрела и перезрела, полагает первый зампред думского комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко. «Вырастить полноценного гражданина общества без трудового воспитания невозможно, это очевидно даже людям с ультралиберальными взглядами, — отметил парламентарий в интервью Москва.Ру. — Мы с удовлетворением воспринимаем инициативу сенаторов, а что касается юридической техники, это вопрос решаемый».

По словам Онищенко, в ближайшее время в Госдуме будет создана рабочая группа, которая подготовит подробный проект поправок в законодательство, касающийся темы трудового воспитания.

Михайловская средняя школа в Подмосковье.

Де факто уроки труда – ныне называемые технологией – из школ никуда не уходили. Единственная причина отсутствия такого термина в законе – боязнь эксплуатации детей, которая возобладала при написании нынешнего закона об образовании.

Кому робота, а кому табуретку.

Учить школьников работать руками – само по себе прекрасно, комментирует инициативу директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Однако если к закону не будет прилагаться современная программа, а главное – ресурсы, такая инициатива может не улучшить, а только ухудшить ситуацию.

«В хороших школах, лицеях – особенно тех, что связаны с техническими вузами – и сейчас совершенно потрясающие уроки технологии, — говорит Абанкина. — Ребята учатся робототехнике и другим сверхсовременным вещам. Но сравним ресурсы этих лицеев и обычных – особенно сельских школ. Если мы будем педалировать тему «умных рук», но не дадим простым школам ресурсов на современные уроки и программы – получится колоссальное социальное расслоение, когда одни школьники будут строить роботов, а другие выпиливать лобзиком».

Соревнования по робототехнике «РобоФест-Урал 2017».

Школа ремонта.

Само по себе трудовое воспитание очень неплохо, оценивает москвичка, мама второклассницы Анна Гончарова. Но оно плохо сочетается с нынешней школой – где принята концепция «образовательных услуг».

«Уметь делать что-то руками — это прекрасно, — говорит Анна. — Но боюсь, что всё закончится тем, что родители будут по ночам клепать для детей поделки, а оценка по труду станет еще одним рычагом давления учителей на учеников».

Мэр Москвы Сергей Собянин посетил московскую школу №1060.

«Я целиком и полностью поддерживаю возврат к урокам труда, — говорит отец двух сыновей Артемий Пушкарев. — В наше время умение что-то полезное сделать руками становится очень важным и даже модным. Но я считаю, что занятия со станками надо дополнить практическими занятиями, связанными не с изготовлением, а с ремонтом».

На уроках труда XXI века было бы полезно учить детей, как починить развалившийся стул, заменить провод в утюге или выключатель в стене. Наконец, всем были бы интересны мастер-классы по замене экрана мобильника своими руками, уверен Пушкарев.

При хорошем стечении обстоятельств можно вести обучение и на станках — изготовлять детали для того же ремонта. А потом «подтянутся» и 3D принтеры.

«Отдельное спасибо мальчишки сказали бы урокам авторемонта, — говорит Артемий Пушкарев, — Ремонт двигателей и подвески, замена тормозных колодок своими руками, выпиливание приварившихся болтов».

ШКОЛА СУХОМЛИНСКОГО УЧЕНИКИ.

Рейтинг
Москва.ру