Ученые: британские художники 19 века пользовались «нанотехнологиями» - Москва.ру

Ученые: британские художники 19 века пользовались «нанотехнологиями»

МОСКВА, 10 янв – Москва.Ру. Уильям Тёрнер, самый известный британский художник, и многие другие живописцы 19 века использовали необычный «нано»-загуститель для масляных красок, тайну состава которого ученые смогли раскрыть только сегодня, говорится в статье, опубликованной в журнале Angewandte Chemie.

«За два столетия до того, как появились инструменты, позволяющие изучать химические и физические свойства гибридных гелей, художники уже научились изготовлять их и использовать их для того, чтобы придавать своим картинам уникальный вид. Как и в случае с секретами синей краски майя или тончайшим китайским фарфором, судьба таких открытий зависела исключительно от способностей самих художников», — рассказывает Лоренс де Вигери (Laurence de Viguerie) из Сорбонны (Франция).

Великий британский художник Уильям Тернер, творивший в первой половине 19 века, получил свою известность за крайне яркие и «воздушные» пейзажи, которые сочетали в себе реализм эпохи Возрождения и зачатки импрессионистского изобразительного искусства, которое появится заметно позднее во Франции. За исключительно красивую игру света и тени на его картинах и хорошее чувство перспективы современники и искусствоведы называли и называют его «художником света».

Одним из секретов его творчества, а также живописи его учеников и последователей, выступали новые краски, основу которых Тернер называл «гумтионом» и «мегилпом». То, как работал этот растворитель, так же бывший сильным загустителем, оставалось тайной для искусствоведов и химиков прошлого.

Как рассказывает де Вигери, химический состав этих красок, в общем-то, не был тайной – они состояли из органических смол, льняного масла, мастики и одного необычного вещества – соединения уксуса и свинца. Это вещество использовалось в Древнем Риме как подсластитель, а сегодня его применяют исключительно в химии для поисков различных химических веществ, так как ацетат свинца очень токсичен и его применение в косметике и лакокрасочной отрасли запрещено.

Используя спектрометр, ученые проанализировали структуру кусочков «гумтиона» и краски с картин Тернера. Оказалось, что добавление ацетата свинца в смесь из смол и льняного масла и растворение всего этого в скипидаре превращало краску в высокотехнологичную по сегодняшним меркам вещь – так называемый гибридный гель.

Гибридные гели представляют собой композитные вещества, состоящие из двух компонентов – наночастиц и молекул. Один из этих компонентов является органическим веществом, а второй – неорганическим, и их комбинация позволяет создавать материалы с крайне необычными свойствами, в том числе с сверхвысокой вязкостью, прочностью и другими полезными свойствами.

Такие материалы ученые научились «осознанно» создавать относительно недавно, и сегодня их используют в качестве базы для зубных пломб, электроники и других высокотехнологичных устройств. В случае с красками Тернера желирующим веществом, как считают ученые, выступает свинец, заставляющий молекулы уксусной кислоты объединяться в полимерные цепочки и формировать гелеобразный материал.

Создание такого геля без современных научных приборов позволило Тернеру рисовать картины, грубо выражаясь, послойно, нанося один слой краски поверх другого и при этом не смешивая их между собой. Именно это, как считают ученые, позволило ему добиться столь чистой и яркой игры света и тени на своих поздних работах, таких как «Заря христианства» 1841 года.

Рейтинг
Москва.ру