МОСКВА, 9 янв — Москва.Ру. Тестовый полет китайского самолета на водородных топливных элементах можно рассматривать исключительно как научно-технологический эксперимент; водородное топливо в ближайшие годы и в среднесрочной перспективе не найдет военного применения. Такое мнение высказали опрошенные Москва.Ру в понедельник эксперты.
Китайская Народная Республика (КНР) стала третьей страной в мире после США и Германии, которая провела успешный испытательный полет самолета на водородных топливных элементах, разработанного учеными из провинции Ляонин на базе двухместного электрического китайского самолета RX1E, сообщила в понедельник газета «Кэчжи жибао». Тестовый полет состоялся в городе Шэньян. По данным издания, самолет достиг высоты 320 метров над землей. Он оснащен водородным топливным элементом мощностью 20 киловатт, за счет чего осуществляется питание бортовых систем, электромотора самолета, а также ведется подзарядка аккумуляторов.
Боевая авиация пока не откажется от традиционного топлива.
«Здесь ключевое слово — водородные топливные элементы. Самолет этот предназначен для электротяги, и в принципе большого значения не имеет, что именно будет транспортным средством — самолет, автомобиль, поезд или еще что-то», — считает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
Он отметил, что в России пока отсутствуют мощные водородные топливные элементы собственного производства.
«Российские ученые, например, в МГТУ имени Баумана и некоторых других организациях, в своих экспериментальных транспортных средствах используют, как правило, иностранные топливные элементы, в том числе — водородные. Они достаточно популярны, в основном, для безэкипажных и беспилотных летательных аппаратов, поскольку являются рекордсменами на сегодняшний день по массовым энергетическим характеристикам. То есть они превышают литий-ионные аккумуляторы по этим параметрам, поэтому их рассматривают как перспективное средство накопителей энергии не только для авиации, но и для наземных транспортных средств», — сказал Мураховский.
«Я бы хотел подчеркнуть, что они не дают какого-то рекордного прироста емкости, который позволял бы говорить, что они в перспективе смогут заменить обычное топливо — реактивное, например, в авиации, или бензин для наземных транспортных средств. Пока такой перспективы не видно», — уточнил военный аналитик.
По мнению Мураховского, для ударных беспилотных летательных аппаратов водородные топливные элементы тоже вряд ли применимы.
«Боевой беспилотник — это достаточно большая нагрузка и большая дальность полета. Если мы посмотрим на наиболее известные ударные беспилотники, то это уже размах крыла в четыре человеческих роста, высота полета в несколько километров, дальность — несколько сотен километров, и только полезная нагрузка — порядка всей массы самолета, который летал в КНР», — пояснил эксперт.
Поэтому, считает он, «этот полет — пока на уровне научных и технологических экспериментов».
«Я не вижу, чтобы даже в среднесрочной перспективе появились какие-то реальные серийные изделия в этой области», — заключил главный редактор журнала «Арсенал Отечества».
Экологичность — не главное.
Главное преимущество водородных топливных элементов — их экологичность, но это — не основной показатель для использования данной технологии в оборонных целях, полагает президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
«Смысл водородного топлива в его экологичности. Этот аспект не очень актуален для оборонной промышленности, так что военное использование данной технологии пока не прослеживается», — заявил он.
«Кроме того, 320 метров — это очень маленькая высота, то есть разработка китайских ученых пока что носит экспериментальный характер, и неизвестно, найдет ли она свое практическое применение», — добавил эксперт.