Общественные слушания по переселению: права москвичей гарантированы законом
Депутаты и жители пятиэтажек обсудили оставшиеся точечные вопросы
14 июня Госдума приняла в третьем чтении законопроект о реновации. Несмотря на это, в Москве продолжается открытый диалог между властями и жителями пятиэтажек. 13 июня прошли общественные слушания, главные цели которых максимально защитить интересы москвичей и улучшить программу.
В открытую дискуссию вовлечены все общественные силы: мэрия обсуждает проект не только с депутатами, но и с инициативными гражданами, и не важно, сторонники они или противники реновации. Так было и на последних слушаниях, где на повестку вынесли оставшиеся точечные вопросы: насколько законно голосование? Дают ли результаты голосования основания для включения в списки на снос? Означает ли отданный «за» голос мгновенное прекращение права собственности?
Уже сейчас можно сказать: обсуждение программы вышло на новый уровень, апофеозом которого стали парламентские слушания в Госдуме. Они длились несколько часов и доказали: город слышит своих жителей и готов учитывать их замечания. И работает на опережение — еще до принятия самого законопроекта во втором чтении Мосгордума приняла свой закон о так называемых 12 гарантиях москвичам. 22 мая столичные депутаты заключили соглашение с Адвокатской палатой: жители могут получить бесплатную юридическую помощь. Власти открыты для общения, Мосгордума провела более тысячи встреч с москвичами. Столь дотошное и терпеливое объяснение деталей программы дало свои плоды: уровень критики снизился, а сами вопросы касаются уже не самого проекта в целом, а его отдельных пунктов. Властям удалось выстроить диалог даже с самыми придирчивыми жильцами пятиэтажек. Это показал и последний митинг на проспекте Сахарова 12 июня: на него пришло в несколько раз меньше человек, чем на первый. То есть к третьему слушанию законопроект удалось доработать так, чтобы он защищал права москвичей и учитывал интересы большинства. Но работа продолжается.
По итогам парламентских слушаний 6 июня была создана группа по доработке федерального законопроекта. Ее руководитель Петр Толстой четко отметил, что рабочая группа — явление не временное, она создана на постоянной основе.
— Мы собираемся на постоянной основе работать по проекту реновации для снятия всех возможных проблем; для контроля за правоприменительной практикой: за тем, каким образом будет исполняться закон; для контроля над подзаконными актами, основа подзаконных актов — это закон о 12 гарантиях мэра, принятый МГД, в его развитие будут приняты другие подзаконные акты правительства Москвы, — сказал Толстой. — Еще раз повторяю: закон будет принят, рассмотрен Советом Федерации, подписан президентом. Но это не лишит возможности тех, кто выражает желание присоединиться к этой программе. Что касается опубликования каких-то новых массовых списков, то их после вступления закона в силу больше не будет: если жители по завершении голосования большинством выскажутся против того, чтобы их дом был включен в программу, этот дом в программу не войдет. На этот счет есть гарантия мэра Москвы. Что касается задач рабочей группы. Обращаюсь ко всем, кто протестует против программы реновации: мы прекрасно себе отдаем отчет в том, что достаточно большое количество граждан по разным соображениям выступают категорически против. Мы хотим всех пригласить к работе рабочей группы, которая создана. Мы будем совместно контролировать исполнение закона органами власти, правоприменительную практику. Я предлагаю от протеста, такого как уличные акты, перейти к конструктивной, созидательной работе, которая обеспечила бы гарантии прав и свободы граждан.
Депутаты провели больше тысячи встреч. Тем не менее остаются некоторые граждане, которые верят оппозиции и не понимают программу до конца. Они задают вопросы, ответы на которые давно получены. Один из них: насколько законно голосование? Уже звучит из каждого утюга: проголосовать можно на портале «Активный гражданин», в многофункциональном центре, можно провести общее собрание собственников. Но будет ли этот голос означать мгновенное лишение права собственности? Дескать, поставил галочку — отдавай квартиру?
— Я хотел бы отметить, что это всего лишь выявление мнений москвичей по вопросу вхождения в программу реновации. Это не является отчуждением квартиры, это не является отчуждением имущества, это не является согласием на снос дома, ни в коем случае это не является утверждением какой-либо имущественной сделки. Это всего лишь выявление мнения москвичей о вхождении в программу реновации. По сути, о включении дома в список программы реновации, и не более того, — отметил председатель Мосгордумы Алексей Шапошников. — Для того чтобы провести голосование, никакого дополнительного законодательного регулирования не требуется. Начало опроса не нарушает никакие права и никакие нормативные акты. Результаты опроса будут служить ориентиром для правительства города при принятии самой программы реновации. Напомню, что наибольший вес имеет собрание собственников жилья. Протоколы уже сдаются в органы исполнительной власти, и принимаются на основании этих протоколов соответствующие решения. Таким образом, хотел бы еще раз подчеркнуть, что ничего незаконного в учете мнений москвичей по программе реновации нет и быть не может.
Сама процедура голосования прописана в 245‑м постановлении правительства. Получается, что голосование — это, по сути, возможность москвичам высказать свое мнение, и обязанность для города — это мнение учесть.
Заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Павел Гончаренко еще раз отметил, что по итогам голосования право собственности не ограничивается.
— Чтобы жителя лишили права собственности, нужно внести запись в специальный документ на основании договора или решения суда, — уточнил Гончаренко. — Голосование — это не решение суда, поэтому включение в программу не является решением для прекращения права собственности.
— Когда мы говорим о прекращении права собственности, мы забываем, что прекращение одного права собственности рождает право собственности на новое жилье, — разъяснила профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета Елена Богданова. — Закон содержит множество гарантий москвичам, при этом сами жильцы могут и выйти из программы. Даже если жильцы вашего дома обеспокоены, то до заключения первого договора о прекращении права собственности они могут выйти из программы, риска в этом нет. Никто не может быть выселен до предоставления нового помещения или компенсации.
По мнению Богдановой, законопроект, если его анализировать, дает москвичам все значимые гарантии.
Острый вопрос, который продолжают задавать москвичи на всех собраниях и слушаниях, — это вопрос о расселении общежитий и коммунальных квартир. В первой редакции законопроекта общежития и коммуналки под реновацию не подпадали. Однако по многочисленным просьбам москвичей во втором чтении законопроекта этот вопрос был решен.
— Есть прямое подтверждение мэра Москвы, что он будет отдельно рассматривать эти заявки в случае наличия большинства желающих войти в эту программу, — объяснил Петр Толстой.
Муниципальные депутаты интересовались у коллег, на каком основании для голосования используется интернет-портал «Активный гражданин»?
— Ответ простой: на основании постановления правительства Москвы, которое предусмотрело использование этого портала, — ответил Гончаренко. — А что запрещает правительству проводить эту процедуру? Отвечу сам: ничего. «Активный гражданин» — давно знакомый москвичам, открытый и прозрачный портал.
Елена Харченко с Большой Филевской улицы поставила вопрос ребром: что первично — мнение жителей или характеристики дома?
— Первично, конечно, мнение граждан, — ответил Толстой. — Но оно должно основываться на объективных вещах, поэтому во втором чтении мы включили такой параметр, как износ…
…Обсуждения шли почти три часа, была задана, кажется, сотня самых разных вопросов.
— В слушаниях приняли участие представители гражданского общества, очень много активных и энергичных людей с большой долей противников реновации, хотя большинство из этих людей представляли дома, в которых 80–90 процентов проголосовали за вход, — отметил председатель Общественной палаты Москвы Константин Ремчуков. — Нам удалось пригласить представителей компетентной власти, которые отвечают за те нюансы этой программы, которые связаны с законодательным обеспечением, с техническим обеспечением, с градостроительным обеспечением. Я думаю, что люди, которые добросовестно интересовались, они должны уйти с более полным знанием, чем они пришли на сегодняшнее слушание.
Депутаты признали: подобных общественных обсуждений будет еще много. Но такие контакты полезны законодателям — они позволяют уточнить нюансы программы.
— За время осуществления работы штаба мы принимали и продолжаем принимать ежедневно сотни звонков от москвичей на горячую линию, — рассказал председатель Общественного штаба по контролю за реализацией программы реновации Александр Козлов. — Десятки людей приходят в общественный штаб, для того чтобы получить консультацию. На сайте штаба мы разместили юридически выверенный пакет документов, который позволяет провести общее собрание. Для нас не важно, с какой позицией приходят к нам собственники, за или против. Мы помогаем всем. Мы понимаем, что после 15 июня невозможно будет закрыть штаб, и считаем необходимым продолжить работу по осуществлению общественного контроля уже на последующих этапах реализации программы реновации.