Дворцу пионеров на Воробьевых горах в этом году предстоит масштабная реставрация. Памятнику архитектуры вернут первоначальный облик и полностью обновят внутреннее техническое оснащение. Об истории этого уникального строения и борьбе советского модернизма со сталинским ампиром — в нашем материале.
Здание как манифест
Сегодня немногие знают, но в 60-е появление такого детского центра стало настоящим прорывом для советских архитекторов-модернистов. Строительством этого комплекса они провозгласили манифест новой эпохи — «оттепели».
Уникальный проект молодых инженеров-проектировщиков, как пазл, с самого начала был собран из наиболее интересных и привлекательных архитектурных решений того времени.
«Специально для этого в 1958 году в Москве провели конкурс. Совместили самые смелые и передовые идеи и получили единый проект», — рассказывает историк архитектуры Андрей Клюев.
Команда, которой доверили воплотить амбициозную задумку в жизнь, получила полную свободу творчества. Вмешиваться в ее работу не давали ни партии, ни членам союза архитекторов старой закалки, которые выступали за сталинский ампир. На защите молодых стоял главный архитектор столицы Иосиф Ловейко.
Так, в условиях неограниченной свободы, и появился на свет любимый первенец архитектуры «оттепели», легенда советского модернизма.
В единении с природой
Главное здание МГУ и Дворец пионеров открылись с интервалом в 10 лет. Первая стройка завершилась в 1953 году, вторая — в 1962-м. Но разница между проектами колоссальная, хотя в истории архитектуры 10 лет — срок незначительный. Получилось так из-за того, что в середине 50-х произошел резкий поворот от сталинского монументализма к совсем другой стилистике — легкой, открытой и технологичной.
Больше стекла и естественного света — создатели Дворца пионеров стремились к тому, чтобы внутреннее пространство сливалось с окружающим. Новое здание совершенно по-другому соотносилось с местным ландшафтом. Оно не выходило фасадом на парадный проспект, а было скрыто в зелени деревьев, рядом с прудами.
«Проектировщики максимально старались не менять естественный рельеф Воробьевых гор. Чтобы сохранить связь с природой, большой овраг полностью не засыпали, а просто встроили здание в него», — говорит Андрей Клюев.
Но наравне с желанием не уходить от естественности молодые специалисты использовали самые технологичные приемы иностранной архитектуры 50-х и 60-х годов.
Например, центральный холл Дворца пионеров имеет верхнее освещение за счет так называемых геодезических куполов. Тогда их активно использовал в своих проектах американский архитектор и инженер Ричард Фуллер. Советские проектировщики впервые познакомились с этой технологией в 1959 году на Американской выставке в Сокольниках и сразу ее переняли, что для того времени было революционным решением. Спустя всего три года под таким освещением уже играли школьники во Дворце пионеров.
Даже на советскую мозаику авторы проекта взглянули через призму модернизма. Фасады, оформленные с ее помощью, выполнили в стилистике совершенно непохожей на ту, что была за пять-семь лет до этого. Теперь они постулировали отход от строгих канонов соцреализма: только темы детства, природы и творчества.
Возрождение амбициозных идей
Задача специалистов 21 века не похоронить уникальность Дворца пионеров в масштабной реконструкции, а бережно отреставрировать. Поэтому проект не предполагает нового строительства, только ремонт и возвращение первоначального облика. Парк тоже сохранит свой вид — зеленые насаждения и ландшафт недавно получили охранный статус.
«За 60 лет в корпусах детского центра вышли из строя системы естественного освещения и почти все коммуникации. Дело даже не в том, что сегодня они не соответствуют изначальной задумке архитекторов. Износившиеся конструкции не отвечают нормам пожарной безопасности», — рассказывает директор ГБПОУ «Воробьевы Горы» Елена Мельвиль.
В ходе реставрации это исправят. Сделают вентиляцию по современным нормам. Зданию вернут историческое освещение, планетарий и обсерваторию оснастят современным оборудованием. В 60-е здесь удалось создать место, куда дети приходили за мечтой о своем будущем. Сейчас задача реставраторов сделать Дворец пионеров передовым центром допобразования уже новой эпохи.
В корпусах восстановят и усовершенствуют лаборатории и мастерские. Спортивные классы отремонтируют и создадут в них дополнительную инфраструктуру для занятий гандболом, художественной гимнастикой и танцами. Отреставрируют концертно-музыкальные залы.
Весь процесс будет контролировать рабочая группа, в которую вошли представители столичных департаментов, депутаты, известные выпускники Дворца пионеров, родители учеников и педагоги.
«Реставрация — это всегда волнительно. Но то, что сейчас предлагается проектом, производит крайне благостное впечатление. Все вещи, которые действительно беспокоили местных жителей, из него убрали. Это строительство амфитеатра, закрытие площадки для выгула собак. Ничего нового строить не будут, сносить и отдавать коммерческим структурам — тоже. Дворец просто приспособят к современному использованию с сохранением внешнего и внутреннего вида. Кроме того, я буду сообщать людям все новости с наших заседаний, чтобы они оставались в курсе и не переживали за ход работ», — говорит муниципальный депутат Гагаринского района и член рабочей группы Эльмира Шагиахметова.
Все по расписанию
При этом реставрация не помешает учебному процессу. Дворец не будут закрывать полностью. Из семи корпусов два (№№ 4 и 5) продолжат работать — в них ремонт проводился ранее. Остальные кружки и секции временно переедут в другие учреждения в шаговой доступности. Профессиональным спортивным и музыкальным коллективам предоставят специализированные помещения по ближайшим возможным адресам.
Занятия продолжатся по всем направлениям. Педагоги будут вести классы по той же программе с чуть измененным расписанием. Как только корпуса отреставрируют, дети и учителя вернутся обратно на Воробьевы горы.
Реставрация начнется уже этим летом и продлится около двух лет.