Во вторник, 3 октября, правительство Москвы одобрило и внесло в Мосгордуму проект закона о бюджете на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов. Предложенный документ является программным, социальным и инвестиционным. Основные расходы в нем предусмотрены на развитие здравоохранения и транспортной системы, а также на соцподдержку населения. О том, чем продиктован такой подход столичных властей к бюджету мы побеседовали с главным экономистом, руководителем центра макроэкономического анализа «Альфа-банка» Натальей Орловой.
— Согласно проекту бюджета, максимальные расходы предусмотрены на развитие здравоохранения, транспортной системы и социальную поддержку жителей. Как вы считаете, почему именно на этих направлениях сохраняется акцент, учитывая экономический спад?
— Потому что в момент экономического спада задача любого правительства – федерального или регионального – проводить контрциклическую (политика государства, направленная на сглаживание колебаний экономического цикла и поддержание макроэкономического равновесия – прим. ред.) политику. Когда реальный сектор, частные компании или домохозяйства испытывают сжатие своих доходов и финансовых потоков, то в такой экономической ситуации обычно правительства берут на себя обязательство контрциклически наращивать расходы и стараться их не снижать. В такие моменты правительства склонны приватизировать социальные направления – стандартные меры борьбы с бедностью и поддержки населения. А также поддерживать долгосрочные проекты, потому что в моменты экономических кризисов или замедления у частных компаний сужаются горизонты планирования и страдают инвестиционные активы. У правительства есть ресурсы на более длинные горизонты, в отличие от частного сектора. Это позволяет планировать и привлекать средства под нужные проекты и уделять должное внимание социальным аспектам.
— Можно ли говорить о преемственности и бюджетной политики Москвы и ее ярко выраженной социальной направленности? Говорит ли это о том, что даже в условиях мировой экономической нестабильности столица способна выполнять свои социальные обязательства?
— Мне кажется у Москвы как у экономического игрока репутация довольно богатого региона. На Москву приходится довольно большая доля российских финансовых доходов, это обусловлено и тем, что в столице сконцентрирована большая доля экономической активности. Бюджет Москвы во многом профицитный, она для всех остальных субъектов страны как регион-донор. Мне кажется, в моменты экономических кризисов, поскольку Москва не обременена большими долгами, есть возможность задействовать дополнительные ресурсы и обеспечить контрциклическую политику, о которой я говорила.
— Можно ли сказать, что городской бюджет движется в сторону социальной экономики, что столица больше думает именно о гражданах, исходя из основных расходов, предусмотренных в Московском бюджете?
— В ситуации, когда такая высокая концентрация работающего населения – здесь живет около 10 млн человек и каждодневно еще 5 приезжает из ближайших областей на заработки — безусловно социальные приоритеты <…> очень важны. Важно понимать, что главная задача правительства Москвы – развитие города как экономической единицы, то есть создание рабочих мест. Социальные обязательства должны финансироваться за счет доходов от экономической активности. У Москвы здесь, можно сказать, двойная задача – с одной стороны, большие объемы реновации и другие долгосрочные проекты, с другой стороны, социальные направления, они для любого бюджета остаются приоритетными.
— Инвестиционная доля бюджета составит 37,8% от всей расходной части (более 1,1 трлн рублей). Как подобное «внутреннее» инвестирование отражается на экономике города?
— У правительства главное отличие от компаний в том, что они определяют направления и стержень будущей экономической активности. <…> Задача правительства – дать частному бизнесу и домохозяйствам вектор в направлении развития. Важны инвестиционные программы – они это часть реализации и материализации долгосрочного планирования власти в экономике. Если говорить о Москве, то много можно ожидать от территорий Новой Москвы, проектов реновации и инфраструктурного строительства. Экономические направления в столице очень созвучны тому, что происходит на федеральном уровне. Например, около 60% одобренных и реализуемых национальных проектов — это строительство в той или иной степени: дорожное, инфраструктурное строительство.
— Ключевым приоритетом Адресной инвестиционной программы остается развитие транспортной и иной городской инфраструктуры, как вы считаете, насколько развитие инфраструктурных объектов эффективно в долгосрочной перспективе? И способствует ли реализация подобных проектов к привлечению инвестиций в город извне?
— Я плохо понимаю секторальные вопросы как макроэкономист, но могу точно сказать, что важной темой является транспортный вектор в развитии города. Это охват новых территорий, улучшение транспортной связи с потенциально выгодными территориями и улучшение внутренних коммуникаций города. Это вопрос изменения самой структуры Москвы. Раньше была идея перенести часть экономической активности в Новую Москву, чтобы решить проблему пробок. В таком аспекте задача не реализовалось, но все равно в столице появляются новые центры активности, и это возможность дифференцировать ключевые точки столицы, снизить нагрузку, улучшить логистику. Помните, раньше бизнес-центром города был предел Садового кольца? Но появился «Москва-Сити», и центр притяжения занятых слегка оттянулся. Сейчас в Москве появилось уже несколько таких центров. Большие медицинские центры, такие как Коммунарка, и далее по Калужскому шоссе. Новые территории, освоенные Москвой, дают возможность создать новые центры экономической активности.
— Для покрытия дефицита бюджета в проекте заложены заимствования в размере 396 млрд рублей. На плановый период 2022-2023 годов объем заимствований снизится до 178,5 млрд рублей и 44,1 млрд рублей. За счет чего, на ваш взгляд, удастся снизить долговую нагрузку. Чем обусловлена эффективность заимствований?
— Московский регион и сам бюджет Москвы традиционно считается очень устойчивым. Здесь достаточно высокие доходы. Нужно понимать, что дефицит этого года и необходимость привлекать новые заимствования – отражение того, что город оставляет реализацию долгосрочных программ, а доходная часть очень пострадала в этом году из-за карантина и пандемии. Заимствования – вполне логичное решение, которое, опять же, созвучно тому, что происходит на федеральном уровне. Минфин РФ в этом году тоже значительно нарастил объемы заимствований, организовывая контрциклическую политику. Долгосрочность здесь не обозначает того, что бюджеты собираются влезать в долги. Здесь важен взвешенный подход. Заимствования – это неплохой инструмент покрытия временных дефицитов, с другой стороны, нужно понимать, что избыточный долг чреват высокой нагрузкой от растущих платежей.
— За счет чего экономике Москвы в целом удается сохранять устойчивость в период нарастающих кризисных явлений в мировой экономике?
— Экономика крупных городов держится за счет того, что бюджеты достаточно дифференцированы. Понятно, что большая часть плательщиков в московский бюджет – это не несколько крупных компаний. Это большое число домохозяйств, многие фирмы малого и среднего бизнеса, то есть достаточно дифференцированная налоговая база. С другой стороны, большинство крупных компаний так или иначе ведут свои операции в городе, поэтому я не думаю, что ситуация московского бюджета отличается от ситуаций бюджета других мировых столиц. Прения в доходах за эксклюзивное положение в столице, конечно, здесь присутствуют, но не более того.