МОСКВА, 25 янв – Москва.Ру. Виталий Егоров, сотрудник компании «Даурия-Аэроспейс» и инициатор проекта по созданию первого частного лунного зонда, рассказал РИА «Новости» о том, почему «лунная гонка» Google Lunar X-Prize, даже если все ее участники не достигнут финиша, является важной для изучения космоса и науки в целом.
Конкурс Lunar XPrize был запущен в 2007 году компанией Google и фондом XPrize в 2007 году для популяризации «частного» освоения космоса и изучения других планет. В его рамках поисковый гигант пообещал выделить около 30 миллионов долларов любому человеку или частной компании, которая разработает новый луноход и предоставит убедительные планы по его высадке на Луне.
Сегодня жюри конкурса огласило список из пяти проектов, которые исполнили все предварительные требования для получения «большого приза» и которым удалось дать гарантии того, что у них уже есть «рабочий» контракт на запуск в космос. Эти пять проектов представлены четырьмя странами – Индией, США, Японией и Израилем, и тремя частными космодромами в США, Индии и Новой Зеландии. Виталий Егоров объяснил, зачем вообще нужен подобный проект и почему успех каждого участника этой «лунной гонки» крайне мал.
— Виталий, учитывая относительно скромные деньги, зачем вообще нужен проект Lunar XPrize?
— Если бы конкурса Lunar XPrize не существовало, то его следовало бы придумать, это интересная и похвальная инициатива. Отдельный полезный эффект от ее создания, который организаторы, пожалуй, не ожидали — это демонстрация того, насколько, на самом деле, космонавтика сложное занятие.
Казалось бы, 30 миллионов долларов — солидная сумма, но для задачи посадки на Луну ее все равно мало, этим и объясняется затягивание сроков конкурса и выход из соревнования большинства конкурсантов. Сделать радиоуправляемую машинку несложно, а вот доставить ее за 400 тысяч км и мягко посадить на Луну, погасив скорость с трех километров в секунду до нуля — это сложно.
— Насколько вообще вероятен успех хотя бы одного из этих пяти проектов? Смогут ли они, по вашим оценкам, исполнить те задачи, которые перед ними поставили организаторы конкурса?
— Об удаче проекта можно судить с двух ракурсов. Во-первых, это удачная посадка и выполнение всех конкурсных задач. Я оцениваю вероятность такого успеха любой команды не более чем в 5%.
Во-вторых, напомню, что цель всего Lunar XPrize — стимулирование коммерческого освоения Луны и выход частной космонавтики в дальний космос. Тут об успехе можно говорить, если под задачу строительства лунохода будет создана серьезная компания с профессиональным инженерным коллективом и перспективными наработками. Даже если их луноход упадет, они останутся на рынке, если смогут найти применение своей квалификации и технологиям.
Сейчас к такому успеху наиболее близка команда Moon Express, ее члены рассматривают участие в конкурсе не как самоцель, а как этап своей деятельности. В них сейчас уже инвестировано более 40 миллионов долларов, то есть больше, чем они смогут выиграть у Google.
— Все же, какая из этих миссий ближе всего находится к успеху с технической точки зрения? Только у индийского проекта ECA, судя по его описанию, есть посадочная платформа, а другие выглядят менее серьезными.
— Посадочная платформа будет у всех, иначе просто невозможно посадить их на поверхность Луны, разве что в надувном шаре, как осуществлялась посадка советской «Луны-9».
Я думаю, что более подготовленными с технической точки зрения как раз выглядят идеи Moon Express, хотя бы потому, что их технологии частично заимствованы у НАСА. В частности, они используют систему Modular Common Spacecraft Bus (модульная платформа для разработки дешевых космических аппаратов, на базе которой создавался зонд LADEE).
— Часть команд, участвовавших в конкурсе, говорила о возможности получить фотографии мест посадки «Аполлонов». Убедят ли такие снимки и видеоролики скептиков в том, что американцы действительно побывали на Луне?
— Из всех участников конкурса посадку у следов «Аполлонов» на Луне планировала лишь команда из Германии, которую спонсирует концерн Audi. Как я понимаю, они даже не попали в список финалистов. Остальные официально таких целей не объявляли, хотя за такие снимки в рамках Lunar XPrize предусмотрен дополнительный приз в два миллиона долларов.
Причина этого заключается в сложности точной посадки. С первого раза добиться хотя бы десятикилометровой точности посадки на Луну практически нереально. Для примера: китайский луноход «Юй-ту» сел на Луну на 400 километров дальше от предположительного места посадки.
Что касается верующих в лунный заговор, их не убедит ничто, даже если доставить на Луну их самих и показать следы Нила Армстронга на лунном реголите. Хотя я уверен, в ближайшие десять лет какой-либо частный спутник или луноход все равно посетят эти туристические достопримечательности