В Ново-никольском соборе в Можайске сбивают дореволюционную плитку. Остатки чудом сохранившейся истории сбрасываются в общую кучу строительного мусора во дворе. Между тем партия новой плитки уже стоит у степеней храма. Интернет-газета «Москва.ру» разбирается в проблеме.
Ново-Никольский собор повидал многое за свою жизнь: и войска Наполеона, и власть большевиков. Он смог уцелеть в Великую отечественную войну. Теперь же чудом сохранившиеся исторические детали могут исчезнуть из-за безразличия ответственных органов. Тревогу забили местные жители, которые обнаружили, что вместо реставрации качественную плитку именитых мастеров просто сбивают и сваливают в общий строительный мусор.
На ступенях уже уничтожили следы клейма производителей плитки: «Дзевульский и Лянге» 1895 года. Один завод находился в городе Опочно, а второй — в Славянске. Поэтому у каждого завода была своя клейма: у Дзевульского — «о» в шестиконечной звезде, у Лянге в аналогичном обрамлении знак «с».
На входе собора уже практически полностью сняли пирогранитную плитку Marywil, знаменитого варшавского завода. А внутри здания сбивают плитку Villeroy&Boch, которая появилась в России во второй половине XIX века. На данный момент уцелела пока только одинокая черная плитка, которую не удалось точно распознать, но известно, что метлахская плитка была произведена в Мерциге.
Кстати именно компания Villeroy&Boch изобрела технологию метлахской плитки. И называлась она «метлахской», потому что завод располагался в городе Метлах в Германии. Главная ценность этой плитки в том, что рисунок буквально впекался в плитку и составлял до трети, а то и до половины ее толщины, поэтому и не стирался никогда.
Последний раз реставрационные работы в соборе проводились в 2009-2010 гг. Архитектор проекта по реставрации Анастасия Володина рассказала корреспонденту интернет-газеты «Москва.ру» о том, что было восстановлено десять лет назад ее усилиями.
«В то время мы сделали замеры, фотофиксацию, обмеры рисунков и составили проект докомпоновки современной метлахской плитки в двух пределах, в одном из которых была плитка «Дзевульский и Лянге», а в другом Villeroy&Boch. Рисунки подбирали максимально похожие по орнаменту и цвету. Технология производства обоих заводов «Дзевульский и Лянге» в настоящее время утрачена в силу пертурбации XX века. То же самое и с Villeroy&Boch. Несмотря на то, что предприятие действует и сегодня, во время Второй мировой войны техника изготовления плитки была утеряна, так как заводы располагались в Германии», — объяснила Анастасия Володина.
Повреждения плитки были серьезные на момент реставрации, трещины и отколы составляли примерно 50% всего настила. Но реставраторы постарались максимально воссоздать и приблизиться к оригинальному виду. Вряд ли они могли представить, что десять лет спустя их труды окажутся во дворе собора среди мусора.
Сейчас реставраторы, которые занимаются сохранением культурного наследия могут внести сохранившуюся плитку, если такая еще осталась, в предмет охраны и список элементов составляющих особенности памятника. Но в то время рядовые реставраторы не знали о таких возможностях.
«Предмет охраны разрабатывался немного по иному регламенту. Кроме того, по своей тогдашней должности рядового архитектора, я не имела подобной информации. Тогда я сделала эту плитку в рамках проекта реставрации интерьеров, потому что посчитала необходимым ее сохранить», — рассказала корреспонденту интернет-газеты «Москва.ру» Анастасия Володина.
А теперь свежая партия плитки уже ждет своего часа на ступенях собора. Как только собьют последний осколок работы великих мастеров, храм обновят современным заводским материалом.
Ново-Никольский собор расположен на территории бывшего Можайского кремля. Здание было построено в 1802-1814 гг. архитектором Алексеем Бакаревым. Храм пережил Отечественную войну 1812 года, несмотря на весомый ущерб недостроенному собору.
Пережил революцию, хоть в 1919 году из храма бесследно исчезли частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Владимира, священномучеников Макария, преподобного Лаврентия заточника, великомученицы Варвары, преподобного Михаила Стадского и Никона Сухого. А в 1922 году из собора были изъяты бесценные церковные предметы с драгоценными камнями, полотна Богородицы и золотые кресты Петра I. Ни одна из реликвий не была возвращена в храм.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) была разрушена ротонда Никольского собора, которую так и не восстановили.
Уже в 2019 году началась разработка проекта комплексной реставрации собора, реализацию которой мы можем наблюдать теперь. Почему же, после столько событий, никого не волнует историческая ценность деталей собора? Хотя так, безусловно, сказать нельзя. Историческая ценность деталей волнует москвичей, которые пытаются спасти культурное наследие своего города.