Депутат Госдумы Сергей Миронов предложил внести поправки в Федеральный закон «О полиции», обязывающие полицейских использовать средства аудио- и видеозаписи. По его мнению, такая мера станет дополнительным инструментом фиксации правонарушений и будет способствовать соблюдению сотрудниками полиции обязанностей в обращении с гражданами.
«Работа у полицейских нервная и рискованная. В случае задержания правонарушителя, проникновения в жилое либо нежилое помещение с целью пресечения правонарушения, во время преследования нарушителя или иной экстренной ситуации диктофон и видеокамера просто необходимы. Как для фиксации действий нарушителя, так и для выяснения того, насколько полицейский четко выполняет должностные обязанности», — рассказал корреспонденту интернет-газеты «Москва.ру» юрист компании «Бугров и Партнеры» Никита Бикеев.
По его словам, не стоит забывать о риске гибели полицейского во время службы. В этом случае диктофон и камера помогут зафиксировать обстоятельства гибели и, возможно, раскрыть преступление «по горячим следам». Однако данная инициатива требует тщательной правовой проработки и повлечет очень крупные финансовые расходы, так как штат МВД – один из самых многочисленных в российском госаппарате. Камеры и диктофоны потребуются большинству сотрудников полиции.
При этом эксперт отмечает, что видеозапись точно может быть сфабрикована при помощи компьютерных программ.
«Аудиозапись также может быть искажена или сфабрикована, однако при этом подделку в аудиозаписи можно выявить с помощью фоноскопической экспертизы. Данный вид экспертизы позволяет установить личность человека, голос которого звучит на аудиозаписи. Если сотрудник полиции подделает запись, и эта запись будет представлена в суде в качестве доказательства по уголовному делу, то суд сможет проверить подлинность голоса сотрудника полиции», — поясняет Бикеев.
Он также подчеркивает, что так как видеозапись можно сфабриковать, необходимо принять максимально жесткие меры защиты носителей видеозаписи, например, защитить камеру от случайного вскрытия или повреждения с помощью тех же технологий, которыми защищены «черные ящики» в самолетах. А для производства фонографической экспертизы по уголовным и административным делам необходимо создать единую фонотеку МВД голосов всех сотрудников полиции или же обязать их пройти обязательную аудиозапись голоса и включить эти образцы голосов в личные дела. Данные меры необходимо оформить в виде постановления правительства.
Эксперт считает, что диктофонные записи, сделанные гражданами, безусловно, должны оцениваться в качестве доказательств:
«Это необходимо для соблюдения принципа состязательности сторон при рассмотрении уголовного дела в суде. Помимо изменений в ФЗ «О полиции» необходимо внести изменения и в УПК РФ. Сейчас часть 2 статьи 74 УПК РФ не содержит в закрытом перечне доказательств по уголовным делам положения об аудио- и видеозаписях. Требуются поправки, которые позволят считать доказательствами по делам и полицейские записи, и записи граждан. Кроме того, Верховному суду РФ необходимо внести поправки в постановления пленума ВС РФ № 51 «О практике применения уголовного законодательства» и № 55 «О судебном приговоре».
Бикеев отмечает, что статья 11 Федерального закона «О полиции» уже сейчас обязывает сотрудников полиции использовать достижения науки и техники при выполнении своих обязанностей. Но, по его словам, данная формулировка является очень абстрактной, что для российской полиции недопустимо.
«Должна быть четкая конкретная обязанность использовать средства аудиозаписи и видеозаписи при производстве всех без исключения действий сотрудника полиции, непосредственно связанных с выполнением служебных обязанностей. К данным поправкам также должен быть издан Приказ МВД РФ о требованиях к извлечению и хранению вышеуказанных записей», — резюмирует эксперт.
На его взгляд, такая законодательная инициатива может стать поводом для проведения довольно масштабной реформы в деятельности российских правоохранительных органов, что может способствовать если не увеличению количества оправдательных приговоров, то хотя бы проведению очистки в рядах полиции от недобросовестных сотрудников, несоблюдающих законодательство РФ.
«В долгосрочной перспективе, что, разумеется, не факт, это может положительно сказаться и на статистике раскрываемости, и на престиже российской полиции и уровню доверия населения к полицейским», — заключил Бикеев.