Эксперты расходятся в прогнозах по росту мирового рынка видеонаблюдения. Одни заявляют, что до 2017 г. он ежегодно будет расти примерно на 10-14%, другие считают, что рост в течение этого времени не превысит 20%. По прогнозам 6Wresearch, объем рынка видеонаблюдения в России покажет положительную динамику (+18,4%) в течение 2015-2021 гг. Значительный рост обусловит проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Большинство камер будет установлено на спортивных сооружениях, а также на объектах транспортной инфраструктуры. Именно транспорт в долгосрочной перспективе может стать драйвером роста отечественного рынка: такой мониторинг помогает не только предотвращать правонарушения и расследовать их, но и составлять оптимальные маршруты транспорта, предотвратить хищения средств организаций и даже повысить уровень обслуживания.
Наблюдение на транспорте станет одним из драйверов роста видеомониторинга, считают эксперты. Они ожидают, что наряду с другими отраслями рынок видеонаблюдения до 2017 года будет только расти. С 2014 года объём хранимой видеоинформации с камер увеличится в два раза и составит 800 петабайт. Эран Уохман, вице-президент по управлению продуктами компании Verint, отмечал, что наиболее сильные сегменты рынка, показывающие максимальный рост – муниципалитеты и транспортные компании, банки и коммунальные предприятия.
Если задача обычного регистратора в машине – запись ситуации на дороге, то в транспортной отрасли видеонаблюдение предполагает обеспечение безопасности перевозок, повышение качества обслуживания пассажиров и защита техники от вандалов.
Наиболее эффективным является отслеживание событий в режиме реального времени, хотя у современных устройств есть и функция записи на жёсткий диск. Например, обратившись к записям, представители компаний могут проверить поступающие жалобы на персонал в общественном транспорте, разобрать неэтичное поведение в присутствии виновного сотрудника и т. д.
«Тенденции таковы, что для пассажирского транспорта разрабатываются комплексные решения. Они включают в себя навигационные, информационные и телекоммуникационные технологии. Весь новый общественный транспорт уже невозможно представить без технологий видеонаблюдения», — говорит Алексей Смятских, генеральный директор «СпейсТим».
Потенциальные заказчики при выборе систем видеофиксации обращают внимание на два ключевых фактора: возможность хранения информации и качество «картинки». Владельцы транспортных средств предпочитают системы с возможностью записи фото и видео с заданной периодичностью и с мгновенной передачей данных на удалённый сервер, констатирует Алексей Осипов, директор центра разработки «облачных» услуг «Энвижн Груп». Все чаще клиенты выбирают системы, которые позволяют провести детализацию в ночное время суток. Еще одна опция, которая пользуется большим спросом – синхронизация изображения с географическими координатами нахождения транспорта и одновременная передача видео-аудио или фотоотчёта с нескольких камер.
Хранение информации осуществляется, в зависимости от конфигурации оборудования, на удалённых защищенных серверах, телематических серверах заказчика, в Центральной диспетчерской службе (ЦДС) региона и т. д. Видео на профессиональных регистраторах записывается как в оффлайн, так и онлайн-режимах. При потере сигнала сотовой связи информация сохраняется во внутренней памяти регистратора или передающего устройства, пока сигнал не возобновится. Поставщики, сопровождающие системы видеонаблюдения, предлагают клиентам возможность хранить информацию от нескольких месяцев до трёх лет. Такие записи неожиданно могут пригодиться полиции в расследовании каких-либо преступлений, не связанных с транспортом, розыске людей и т.д.
Профессиональные регистраторы и их жёсткие диски защищены от несанкционированного доступа, имеют прочный ударо- и виброзащищённые корпуса, специальные разъемы, ГЛОНАСС/GPS, GSM и Wi-Fi-модули расширения, работающие через 3G/4G-соединения. По словам Дмитрия Гамова, руководителя департамента систем мониторинга транспорта, ООО «ЕвроМобайл», у некоторых приборов есть возможность подогрева жёсткого диска, если они используются при экстремально низких температурах. — возможность видеонаблюдения в режиме реального времени, то есть заказчику часто требуется узнать что происходит в салоне, кабине или снаружи транспортного средства в текущий момент времени.
Например, для трамваев «Витязь» компания «СпайсТим» предложила специализированный телематический ГЛОНАСС-терминал, оборудованный дисплеем. Навигационные функции позволяют автоматизированной системе объявлять остановки. Решение оснащено информационным табло и «бегущей строкой» и видеомониторинговыми системами и т. д. Такое устройство оборудовано «тревожной кнопкой» и функцией «чёрный ящик». Она позволяет сохранить информацию в энергонезависимой памяти. Современные трамваи «Витязь» оборудуются видеокамерами, католичество которых варьируется от 8 до 10.
Однако системы видеомониторинга имеют некоторые недостатки. Запись информации ведется сначала на жёсткий диск, а загрузить видеопоток на компьютер можно только после подключения к компьютеру в депо или автопарке. Проблему не способны решить и наиболее распространённые в России сети 3G, с помощью которых можно передавать файлы на удалённый сервер в режиме реального времени.
«Суть недостатка заключается не в устройстве, а в нестабильности сети 3G и в большом объёме видеофайлов. Так, одна камера с не самым высоким разрешением 640х480 потребляет в среднем 2-3 Гб трафика в сутки, и передача такого потока гарантирована лишь при нахождении транспортного средства в зоне уверенного приема 3G и скоростью передачи данных от 0,5 Мб/сек. На отдельных участках даже у операторов «большой тройки» прием сигнала 3G/4G не всегда стабилен», — говорит Алексей Осипов.
Некоторые данные могут не поступить на сервер и потеряться. Для экономии трафика зачастую приходится жертвовать качеством изображения или выгружать данные не в режиме онлайн, что снижает оперативность их обработки. Поэтому в «Энвижн Груп» на пассажирском транспорте применяют технологию фотофиксации, снимки делаются автоматически, в хорошем качестве, с периодичностью от 3 до 5 минут. Фотографии отправляются через самый стабильный протокол – GPRS.
В последнее время, системы фото- и видеофиксации решают и иные насущные проблемы. Так, можно проследить наполняемость наземного транспорта на определенных остановках: системы автоматически подсчитывают количество входящих и выходящих граждан. Это помогает исключить махинации со стороны кондукторов. «Анализируя дорожную ситуацию с помощью системы, диспетчер может корректировать количество транспортных средств на том или ином маршруте, например, в «час пик». Также повышается контроль положения на дороге: диспетчер может быстро реагировать на нештатную ситуацию», — говорит Алексей Осипов.
Заказчики, помимо обычной фиксации видео, начали проявлять повышенный интерес к ситуационной видеоаналитике. Такие системы в автоматическом режиме позволяют выявить противоправные действия, обнаружить задымление или возгорание, указать на забытые или умышленно оставленные предметы в транспортном средстве. По словам экспертов, в течение трёх ближайших лет именно такие решения окажут значительное влияние на динамику рынка видеомониторинга на транспорте.