Школы в связи с самоизоляцией вынуждены были массово перейти на дистанционку. Но без цифровых технологий это оказалось непросто. Эксперты рассказали о мониторинге цифровой трансформации школ в России.
«Пандемия показала на практике, что школьники и педагоги не готовы к использованию цифровых технологий. И это не только технические проблемы и недостатки интернета», — отмечает ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова.
Чтобы с этим разобраться, специалисты начали проводить мониторинг цифровой трансформации школ. Главные задачи мониторинга, по словам ведущего эксперта, — исследовать, какие «процессы могут происходить в школах», и понять, как их использовать в интересах детей, учителей и самой школы.
Целью мониторинга является выявление необычных, интересных решений и рекомендаций для руководства школ (как использовать имеющиеся технологии) и для органов управления, которые помогут понять, например, какой школе сколько компьютеров необходимо.
Эксперт Союза профессионалов в сфере образовательных технологий Татьяна Зарайская рассказала, что входит в понятие «достаточно высокое обеспечение компьютерной техникой». Оно включает наличие в учебных заведениях: компьютеров и ноутбуков, 3д-принтеров и лабораторий, 3д-очков и кинотеатров, электронных и медиа-библиотек, студий и медиа-студий, виртуальных музеев и др.
«Наличие — не значит использование. А использование — не значит эффективность», — заявляет Мерцалова.
Об итогах первого этапа мониторинга и апробации модели мониторинга:
- цифровая трансформация образования (ЦТО) везде происходит по-разному. Цели у всех школ разные, поэтому и унифицированные задачи давать школам нельзя;
- хороший интернет есть не во всех школах;
- использование цифровых технологий слабо связано с доступностью интернета;
- большое внимание в школах уделяется информационной безопасности в сети — формированию цифровой грамотности (безопасное поведение в интернете, знание сетевого этикета и др.).
Президент Союза профессионалов в сфере образовательных инноваций Наталья Булаева рассказала, что в апробационном периоде мониторинга участвовали 39 школ из 13 регионов России. В полномасштабном исследовании, которое пройдет осенью, для мониторинга планируется использовать из 50 регионов 300 школ. Все регионы могут участвовать на добровольной основе, однако исследователи стараются отмечать желаемые регионы, чтобы выборка была равномерной.
«Второй этап позволит нам расширить выборку. Мы хотели бы постараться, чтобы эти регионы действительно были из разных концов страны», — отметил ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек.
Сам процесс активного включения начнется в августе и закончится в сентябре, что позволит грамотно спланировать механизм мониторинга: в какие числа будет проходить анкетирование, экспертные визиты и т.д. Это все происходит по согласованию с самим регионом, заверяет Заир-Бек.
При этом второй этап мониторинга предполагает запуск механизма, похожего на многие международные мониторинги. По генеральной совокупности (300 школ из 50 регионов РФ) эксперты смогут в целом оценить, что происходит с цифровой трансформацией в России. Это станет подготовительным этапом к третьему этапу мониторинга, когда уже будут принимать участие все регионы и все школы, заключил ведущий эксперт.