Академик РАН, океанолог Михаил Флинт рассказал об исследованиях Арктики. Он считает, что необходимо обратить внимание на сокращение площади льда в Арктике.
Если зимой территория замерзает также, как и полстолетия назад, то в летнюю пору граница льда уходит на север и открывает большую площадь морской поверхности, что влечёт за собой температурные изменения. В Ледовитый океан впадает большое количество рек, особенно сибирских, с пресной водой, которая покрывает, словно одеяло, верхний слой океана. По этой причине определить, как меняется солёность, на практике почти невозможно. А это означает, что опасения некоторых граждан по поводу повышенной пресности воды в Ледовитом океане не имеют под собой почвы.
По словам руководителя научного направления «Экология морей и океанов» Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Михаила Флинта, при сравнении возможностей по изучении Арктики у США и России можно сделать определённый вывод. Соединённые Штаты имеют отличные возможности в плане финансов и прекрасную приборную базу. Благодаря этому была получены информация о значительном сокращении ледовой шапки в летние месяцы. Однако это не сравнить с тем, что делает Россия по изучению Арктики. Даже при довольно скромных силах и массе сегодняшних проблем успехи очевидны.
Процесс исследования этой территории проходит при постоянном конфликте двух стран, в котором точкой преткновения стал вопрос о владениях. Со времён СССР территорией, которая принадлежит России, считается богатое полезными ископаемыми пространство от береговых границ до Северного полюса. Такое утверждение не принимают американцы. Россия отстаивает 1,2 млн км², аргументируя это тем, что такая территория является продолжением сибирской континентальной плиты. Однако всё это необходимо доказать, для этого нужно проводить бурение. Пока что Россия может провести его с подводной лодки на несколько метров, а это не является доказательством, подтверждающим претензии на этот регион. Россия основывается пока на косвенных доказательствах, а именно на геофизических исследованиях и моделировании.
Три года назад, как сообщил Михаил Флинт, подкомиссией ООН, которая занимается территориальными вопросами, была признана геологическая принадлежность дополнительных территорий в Арктике шельфу России, что позволило увеличить потенциальные запасы углеводородов на 5 млрд тонн условного топлива. Это до нынешнего времени не признали США. Но так как они не подписывали Конвенцию ООН по морскому праву, их признание не является необходимым условием.
По словам академика Флинта, побывав в университетах США, он был поражён тем фактом, как много частных пожертвований идёт там на образование и научные исследования. Имена жертвователей известны, их выбивают на постаментах из гранита. Люди, которые делают такие вклады в науку, должны быть уверены в перспективе, знать, что их статус не изменится спустя время, а собственность будет в сохранности. В таких жестах проявляется самоуважение и понимание роли человека в обществе. Учёный высказал сожаление, что среди отечественных миллиардеров таких небезразличных людей отыскать очень сложно.