Профессиональная ориентация школьников должна включать кураторство студентов-наставников и практику на предприятиях, которых государству следует поддержать налоговыми льготами. Об этом заявила руководитель Московского регионального отделения молодежной организации «Российские студенческие отряды» Юлия Дрожжина.
По ее словам, программа профориентации в России нуждается в доработке и систематизации. Особенно важно обратить внимание на школы — зачастую именно на этом этапе подростки недостаточно вовлечены в профориентационные программы.
«Нужен в школе конкретный человек, который владеет информацией, который знает, как проводить эту профориентацию, имеет определенные навыки не только в психологи, но и в подборе персонала, в распределении», — сказала она, подчеркнув, что на смену точечной работе должен прийти системный подход.
Вовлечь налоговыми бонусами
Частично этот вопрос решают студотряды, но и здесь возникают трудности. Как пояснила Дрожжина, предприятия не слишком охотно нанимают на работу тех, кому еще не исполнилось 18 лет. В некоторых регионах этот вопрос пытаются решить самостоятельно, например, выделяют субсидии на трудоустройство подростков.
Трудоустройство подростка — это еще и специальная документация, и многие работодатели предпочитают не связываться с несовершеннолетними, чтобы избежать бумажной волокиты. По мнению Дрожжиной, изменить подход бизнеса и ситуацию глобально можно за счет налоговых преференций для работодателей, кто берет на себя такую миссию — познакомить подростка с профессией.
«Необходима система поощрений для работодателей, например, налоговые льготы для организаций, нанимающих на работу несовершеннолетних», — заявила руководитель московского отделения «Российских студенческих отрядов».
Искать наставников среди студентов
Помимо этого, в профориентации школьников необходимо задействовать студентов. Заинтересовать последних также можно различными преференциями. «То есть студент знает, что если он возьмет на кураторство одного или нескольких школьников, то получит какие-то преференции, например, повышенную стипендию или дополнительные баллы при заселении в общежитие», — предложила Дрожжина.
Она подчеркнула, что в профориентации школьников в целом должны быть задействованы не только школа, вуз и работодатель, но и семья.
«Зачастую родители, которые отдали ребенка в школу, считают, что дальше ответственность за профориентацию и воспитание ложится на школу. Но, если в школе будут говорить одно, а в семье другое, то ребенок может не понимать, кого ему слушать, поэтому важно работать в связке «школа — семья», — пояснила руководитель московского отделения «Российских студенческих отрядов».