Почему народный каршеринг не получит народную любовь – страх, недоверие и кое-что еще | Москва.ру

Почему народный каршеринг не получит народную любовь – страх, недоверие и кое-что еще

Тестирование «народного» каршеринга «Рули» пока не оправдывает заявленных ожиданий. Нареканий к сервису много, а преимущества прослеживаются с трудом. Доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Дарья Щербакова рассказала «Москве.ру,» почему город не готов к «общему» автомобилю.

Громко представленный Дептрансом народный вариант каршеринга на практике пока не сыскал народную любовь. Плюсы «общего» авто в возможности аренды машины на долгосрочный период. Однако такой вариант имеет малую долю рынка и низкий спрос. Поэтому, как считает, кандидат социологических наук Дарья Щербакова, серьезных финансовых потоков у народного каршеринга не будет.

Эксперт отмечает много рисков, препятствующих развитию данного сервиса — это институциональные и культурные аспекты страны.

Среди институциональных можно выделить:

  • Требование расширить страховку для сдачи в аренду, что влечёт за собой серьезное удорожание страхового продукта;
  • Нехватка нормативно-правовой базы, защищающей интересы обеих сторон;
  • Установка телематического оборудования на авто;
  • Проверка технического состояния автомобиля: кто будет осуществлять, чья вина в случае поломки «от времени». Эксперт отмечает,  что в таких случаях возникает пересечение с правовым полем;
  • Упущенная выгода, транзакционные издержки в случае поломки сданного автомобиля со стороны арендодателя – он лишается транспортного средства сам;
  • Можно ли будет сдавать автомобиль, который в кредите (с одной стороны, владелец временно не ездит, а при этом может оплатить страховой взнос за счёт арендных платежей);
  • Уплата налогов с ренты.

Что касается культурных преград, то доцент выделяет страх и недоверие — что автомобиль испортят, украдут дополнительное оборудование (чехлы, магнитолу и тп).

«Наши соотечественники не охотно сдают свою собственность в аренду, если целью приобретения является личное использование», — считает Дарья Щербакова.

На примере сервиса Airbnb: Европе можно легко найти объявления сдачи части жилья, где проживает сам хозяин или на время его отпуска. В России же арендное жилье является в основном инвестиционным проектом.

По мнению собеседницы «Москвы.ру», надо понимать, что владельцы автомобилей в России в большинстве своем не станут рисковать таким дорогим активом, как личный автотранспорт. Высота риска огромна и не окупает издержки и усилия, направленные на возможность заработка через народный шеринг.

Встаёт вопрос: стоит ли вкладывать деньги в разработки программного обеспечения, его обслуживание, а также в установку телематического оборудования при такой низкой прогнозируемой эффективности? Инновации должны быть в первую очередь эффективными не только с социальной, но и с экономической точки зрения, заключила Щербакова.

Напомним, что 30 апреля Департамент транспорта Москвы анонсировал запуск приложения «Рули». Пока сервис работает в режиме закрытого тестирования, в котором участвуют 100 пользователей, получивших доступ от  ведомства. Услуга предлагает делиться авто со знакомыми. Все условия обсуждаются в приложении — стоимость и срок аренды, где взять или оставить автомобиль, нужно ли заправлять или мыть транспорт и прочее.

Дептранс планирует добавить возможность страхования поездок по КАСКО. Оплата штрафов ложится на плечи нарушителя, а бесплатная парковка, судя по всему, не предусматривается. Из бонусов приложения правительства Москвы — возможность получать данные об автомобиле в режиме реального времени — местоположение, скорость и даже остаток топлива в баке машины. Однако кто будет устанавливать телематическое оборудование и модули удалённого доступа для слежения, пока не сообщается.

Рейтинг
Москва.ру