В России осталось только три камвольных комбината: в Екатеринбурге, Брянске и Московской области (г. Павловский Посад), да и те не используют свои мощности на 100%. С рынка их долгое время вытесняли китайские, турецкие производители, а теперь добивают белорусы.
Дружба в ущерб себе
В 2014 году правительство РФ распорядилось в качестве дополнительного технического условия исполнения госконтрактов при поставках формы заказчикам (Минобороны, МВД, ФСБ, Генпрокуратура, ФТС и ФНС — всего 15 силовых ведомств) использовать при пошиве кителей и брюк только российские тонкие шерстяные ткани. Такое решение в большей степени было принято из-за поставок российским федеральным органам исполнительной власти вещевого имущества, сшитого из китайских тканей сомнительного качества.
Но спустя несколько лет на российский рынок пускают братьев-белорусов. Минский комбинат «Камволь» сразу ошарашил рынок поставщиков тканей для исполнения госзаказа своей неприлично низко ценой. Могли себе позволить — производство только получило поддержку от А.Г. Лукашенко в сумме более 110 миллионов долларов США что дает ему возможность демпинговать несколько лет без каких либо ограничений. Спустя годы пропорция еще больше увеличивается в сторону белорусских поставщиков.
Камвольные предприятия, фактически, являются первым звеном в цепочке комбинат по производству тканей — швейные предприятия — заказчик. При этом бизнесу, который занимается пошивом, выгоднее работать с теми, кто предложит меньшую цену — то есть с белорусами. Кроме этого, закупки форму из камвольных тканей через аукционы производят ФОИВы. А там правила всем известны: кто предложит меньшую цену, тот и выиграл аукцион. Конкурировать с дешевым сырьем из Белоруссии российские производства не могут.
Круговая порука
Практически все сырье, из которого российские камвольные предприятия производят ткани, — импортное. Это основная причина, почему цены они держат не ниже определенного уровня. Примечательно, что полиэфирное волокно комбинаты закупают в Белоруссии. Основное сырье – шерстяной топс — везут из Южной Америки, российская шерсть — очень проблемная по качеству.
По данным Минпромторга, стоимость одного погонного метра российской камвольной ткани составляет 830–890 рублей, что выше стоимости тканей белорусских производителей примерно на 20% — 30%.
По статистике, потолок прибыли камвольных производств в России — 15-20 рублей с каждого метра. Для развития производств и закупки оборудования в Европе (а изношенное оборудование неизбежно необходимо менять на новое) просто не остается средств. Высокая себестоимость производства постепенно выживает предприятия с рынка.
Камволь уходит в минус
О проблемах российских камвольных предприятий говорят с момента развала СССР. Но выход белорусов на российский государственный заказ стал последней каплей. Брянский камвольный завод первым забил тревогу. В 2020 году фабрика обратилась в Минпромторг РФ и инициировала расследование в целях анализа соответствия субсидий, предоставляемых на территории Республики Беларусь, положениям Протокола о единых правилах предоставления промышленных субсидий. Полностью его результаты до сих пор не опубликованы. По имеющейся информации ущерб, нанесенный российским фабрикам за годы белорусской экспансии, составляет более полумиллиарда рублей, сотни специалистов уволены. За период 2016-2019 годы поставки белорусских шерстяных тканей по данным таможни увеличились в 4,3 раза с 300,0 тысяч метров до 1300,0 тысяч метров тканей в год.
Свердловский камвольный комбинат, по данным базы данных «Сбис» в 2020 году получил выручку в 10 миллионов рублей. Для сравнения в 2015 году, когда у российский камвольщиков еще была монополия на госзаказ, СКК получал выручку в 125 миллионов рублей.
Аналогичная ситуация на брянском производстве: 1,1 миллиард рублей выручки в 2015 к 2020 «похудел» до 500 миллионов. Белорусский «Камволь», в свою очередь, наращивает выручку значительными темпами.
Камвольщики надеются на защиту
Каждый год камвольные производства просят государство поддержать отечественную промышленность. Но демпинг, который осуществляет минский «Камволь» при поддержке правительства Республики Беларусь, не оставляет шансов сохранить уникальные технологии в России.
Надежда остается на расследование Минпромторга, которое должно оценить соответствие субсидий, предоставляемых в Белоруссии договору ЕАЭС. Если выяснится, что россиян все же обделили, они получат шанс для вытеснения белорусских тканей с рынка.