Члены общественного движения «Архнадзор» забили тревогу из-за угрозы уничтожения флигеля усадьбы Демидовых 18 века. Усадьба, в которой более века располагался Старый Московский почтамт, находится на Мясницкой улице, 40 и состоит из нескольких строений. Часть из них в 2018 году вошла в реестр региональных памятников архитектуры, однако флигель усадьбы не попал под охрану, из-за чего может быть снесен под строительство нового здания для частной школы «Бнот Менахем», расположенной по соседству.
В середине 18 века крупный промышленник Никита Акинфиевич Демидов, который владел Нижнетагильским заводом на Урале, купил два владения на Мясницкой улице, 40, которые были построены в начале 18 века. Однако строения были одноэтажными и износились к тому времени, поэтому большую часть из них перестроили и объединили в усадьбу. Она перешла по наследству его сыну Николаю Никитичу Демидову, который также внес изменения в усадьбу, пристроив к ней двухэтажный дом с мезонином. Однако в 1828 году он продал ее государству.
С тех пор все владения стали принадлежать Почтамту, который активно развивался в то время. В строениях жили работники, разместили конюшни, кладовые и главный корпус (строение 1), который был перестроен. В 1905 и 1916 годах на дворе Почтамта проходили забастовки и митинги рабочих. В 1930-х годах в одном из строений даже обустроили гараж для нужд почты. Работники почты жили в доме до 1968 года, затем там разместились разные конторы. До 2016 года помещения сдавались в аренду НИУ ВШЭ.
В 2018 году ансамбль Старого Московского почтамта на Мясницкой улице, 40 включили в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Под охрану попали главный дом усадьбы (строение 1), который выходит на Мясницкую улицу и 6 других строений. Однако как подчеркнули в Архнадзоре, туда не был внесен флигель вдоль задней границы двора с адресом переулок Огородная Слобода, 7, строение 2.
«Между тем именно этот флигель относится к первому периоду формирования усадьбы — в отличие от главного дома, который, по данным современных исследований, датируется 1800-ми годами. Участок, на котором расположен флигель, в прошлом усадьба президента Академии наук Лаврентия Блюментроста и крупнейших купцов Евреиновых, куплен Никитой Демидовым в 1752 году», — отметили в «Архнадзоре».
Сам флигель датируется 1756 годом. Члены движения рассказали, что в 2000-е годы на его главном фасаде реставраторы обнаружили кирпичный декор в стиле барокко, а еще в 2006 году, согласно схеме охранной зоны, он входил в состав ансамбля усадьбы. Почему в 2018 году ему отказали во включении в реестр, «Архнадзору» неизвестно, так как соответствующая экспертиза вышла до того, как публикация таких документов стала обязательной. Тем не менее в опубликованной в сентябре 2020 года экспертизе «Архнадзор» обнаружил, что Москомнаследие отказало флигелю в охране в октябре 2010 года. За день до прихода на пост мэра Сергея Собянина.
«Если первоначальный режим регламентного участка предполагал реставрацию флигеля-памятника, то теперь это «реконструкция или разборка по факту отсутствия историко-культурной ценности и/или неудовлетворительного технического состояния», «возможное» капитальное строительство высотой от 2 до 5 этажей (19,7 м) с нарастанием к линии переулка и при этом «сохранение и экспонирование фрагментов кирпичной кладки стен исторического объема, расположенного по линии застройки пер. Огородная Слобода». Иными словами, на месте флигеля проектируется 5-этажное здание с аппликацией исторических фрагментов«, — посчитали в «Архнадзоре», ознакомившись с документом.
При этом все эти действия классифицируются не как новое строительство, а как «регенерация исторической среды», что не противоречит закону. Члены движения также указали, что, согласно экспертизе, «регенерация» будет проходить «в рамках программы развития общеобразовательного учреждения «Частная школа «Бнот Менахем», расположенного рядом.
В связи с этим «Архнадзор» обратился к руководству данного учреждения и призывал отказаться от проекта, из-за которого уничтожат флигель усадьбы Демидовых. Кроме того, активисты хотят направить обращение по данному вопросу генеральному прокурору России Игорю Краснову.