Бурное обсуждение на заседании комиссии по законодательству, регламенту, правилам и процедурам вызвал законопроект о декриминализации статьи №212.1 УК РФ (Дадинской), по которой осуждён Константин Котов, и готовятся судить мундепа Юлию Галямину. Почему к взаимопониманию в парламенте так и не пришли — в материале интернет-газеты «Москва.ру».
В заседании комиссии Мосгодумы 9 ноября приняли участие представители прокуратуры Москвы и главного управления МВД по городу. Законопроект, как выразился его автор Николай Зубрилин, направлен на «гуманизацию уголовного законодательства и на упразднение статьи 212.1 и изменения закона 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 212.1. «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Ее часто называют «дадинской» по фамилии первого осужденного по ней активиста Ильдара Дадина. Правозащитники настаивали на том, что данная статья противоречит статье 50 российской Конституции, по которой за одно и то же деяние нельзя наказывать дважды.
Первым выступил Зубрилин, заявив, что «законная норма слишком жесткая», а также напомнил, что Конституционный суд встал на сторону осужденного Дадина. Более того, депутат подчеркнул, что согласование массовых мероприятий несет рекомендательный характер, а не обязательный. На эмоциональную речь Зубрилина ответил временно исполняющий обязанности заместителя начальника 3-го отдела Правового управления ГУ МВД России Михаил Позднов.
Он заявил, что «обсуждать здесь особо нечего», ввиду того, что законопроект был внесен в Госдуму с отрицательными отзывами правительства и верховного суда.
Старший помощник прокурора города по взаимодействию с исполнительными органами Прокуратуры города Москвы Ирина Залужная коротко ответила, что по проектам федеральных законов никаких комментариев и заключений прокуратура не дает.
Консультант отдела правового анализа законопроектов МГД Ксения Чистякова выразила мнение, что декриминализация статьи создаст правовой пробел в регулировании, однако завершить выступление не удалось, в связи с техническим сбоем, которых было немало на протяжении всей сессии. Паузу заполнил Евгений Ступин, который посчитал упомянутый «пробел» непонятным, так как уголовная ответственность за массовые беспорядки сохраняется в уголовном кодексе.
Как выяснилось позже, пробел связан с тем, что «действующих мер ответственности при повторных однородных правонарушений в законодательстве было недостаточно, поэтому соответствующее дополнение было необходимо».
В ходе обсуждения депутаты МГД напомнили и об административных мерах и о штрафах до трехсот тысяч рублей для граждан, и до миллиона рублей для организаций.
Напомним, что по данной статье был также осужден активист Константин Котов, который получил четыре года колонии за три митинга. Также в июля 2020 года следственный комитет возбудил уголовное дело против муниципального депутата Москвы Юлии Галяминой в связи с неоднократным нарушением правил проведения митингов.