Инструкция для москвичей: какие 7 вопросов обсудить с бизнес-партнером на старте | Москва.ру

Инструкция для москвичей: какие 7 вопросов обсудить с бизнес-партнером на старте

Cтроить бизнес в одиночку или заручиться надежным соратником в виде бизнес-партнера — сложный вопрос. Но если вы все-таки выбрали второй вариант, нужно быть готовым к спорным ситуациям. Поэтому лучше договориться обо всем на берегу. Редакция интернет-газеты «Москва.ру» собрала для вас 7 вопросов, которые следует обсудить с потенциальным партнером до запуска проекта.

Итак, вы с проверенным годами человеком загорелись идеей открытия бизнеса, договорились делить прибыль пополам и наметили рутинные задачи: найти помещение, подрядчиков, сделать сайт, страничку в Instagram и т.д. Но, как правило, не менее важные вопросы остаются необсужденными, пока не встанут ребром.

Например, кто будет раздавать долги, если они накопятся? Когда нужно расширять бизнес? Что будет с проектом, если кто-то  решит уйти?

Если заранее обсудить важные аспекты и закрепить их на бумаге, шансы предотвратить конфликты, сберечь нервы и деньги заметно возрастают. Вот те самые семь вопросов, которые лучше обсудить на старте.

1. Готовы ли вы начать бизнес с этим человеком?

Можно быть лучшими друзьями, проводить много времени вместе и читать мысли друг друга, но все это — пустой звук в ведении совместного бизнеса.

Лучше выяснить, был ли у вашего потенциального партнёра бизнес в прошлом, какие у него есть ресурсы и чего он ждет от будущего проекта. Если человек слишком негативно высказывается о предыдущем партнере, это повод задуматься о профессионализме вашего будущего соучредителя.

2. Задачи и сроки проекта

Перед началом совместной работы важно понять, какие цели преследует каждый из партнеров и насколько они совпадают. Цель должна быть конкретной и понятной. Приведем примеры:

  • Конкретная цель — это запустить онлайн-магазин до 31 декабря 2020 года с прибылью в 100 тысяч рублей в месяц. Занять 30% рынка детских товаров за 3 года.
  • Размытая цель — создать прибыльный проект в сфере детских товаров.

То же самое касается сроков: если вы сразу обозначите допустимые пороги, то сможете обезопасить себя от серьезных убытков.

  • Четкий срок — закрыть проект, если три месяц подряд получаем убыток в 100 тысяч рублей.
  • Размытый срок — ведение проекта, пока есть деньги и силы.

3. Финансовый план

Любой предприниматель знает, что финансовый план — это главный ориентир. Грамотная модель сориентирует, сколько и на что нужно потратить денег, какой результат это принесет и во что вкладывать для расширения бизнеса.

Необходимо просчитать расходы до того, как начнутся вложения и покупки. Финансовый план должен планировать расходы и доходы, проводить между ними взаимосвязь, а потом каждый месяц сравнивать реальные результаты с плановыми. Обсудите, кто будет отвечать за управленческую отчетность, когда будут сверяться фактические результаты с моделью и что будете делать в случае нестыковок.

4. Распределение ролей и ресурсов

У каждого партнера есть свои представления о его роли в проекте. Если один рассчитывает, что партнер инвестирует деньги и изучает отчеты, то вмешательство второго в операционную работу будет вызывать недоумение и даже раздражать и наоборот.

Решите заранее, кто возьмет на себя техническую часть, финансы, аналитику, продажи, маркетинг, управление персоналом и т.д. Разграничьте степень участия каждого партнера — система будет работать, если вы обсуждаете вопросы вместе, но последнее слово остается за ответственным по этому направлению.

5. Юридические вопросы

От места регистрации зависит юрисдикция — будете вы сдавать налоговые отчеты и судиться случае неприятностей в Москве или Сыктывкаре. От юридической формы зависит распределение ответственности: скажем, если команда из трех бизнес-партнеров по бумагам зарегистрирована как ИП, то за убытки по закону отвечать будет один человек — тот, на кого оно оформлено.

Все юридические вопросы должны быть закреплены в уставе компании. Но так или иначе, не помешает составить партнерский договор, где будут прописаны все договоренности.

В гражданском кодексе РФ нет понятия «партнерское соглашение». Но в случае спора суд рассмотрит ваш договор, если он соответствует статье 432 ГК РФ «Основные положения о заключении договора».

6.  Распределение убытков и прибыли

Как правило, проблемы с деньгами бывают в двух случаях: когда их нет и когда их много. Как ни странно, но во втором случае споры бывают даже более непреодолимые. Часто неопытные предприниматели пренебрегают инвестициями в бизнес в случае крупного заработка. Куда вы направите первый заработанный миллион: на отдых или на открытие нового офиса?

Договоритесь заранее, какую часть придется отдавать на развитие, а что можно будет оставить себе. Как будете отвечать по обязательствам в случае долгов. Пропишите критические показатели, при которых надо будет предпринять экстренные действия.

7. Как выйти из проекта, если план не удался

Партнерство заканчивается по разным причинам: изменились планы, не сработались, устали от бизнеса или разругались с партнером. Договоритесь о привлечении медиаторов в случае разногласий. Медиаторы — это посредники сторон, которые будут представлять ваши интересы с холодной головой, чтобы выгодно и мирно помочь сторонам разрешить конфликт. Это могут быть доверенные финансисты или юристы.

Не забудьте предусмотреть, что получит каждый из партнеров при выходе из бизнеса и на каких условиях можно продавать свои доли друг другу или третьим лицам.

Рейтинг
Москва.ру