Погодинская изба — уникальный архитектурный памятник со 150-летней историей в Хамовниках — нуждается в реконструкции. Сказочная постройка пережила Великую Отечественную войну, но сегодня находится в плачевном состоянии из-за безразличия к исторической памяти города. Подробнее — в материале интернет-газеты «Москва.ру».
Не многие знают, но в самом центре Москвы, в Хамовниках, сохранилось одно из старейших деревянных зданий столицы — Погодинская изба, построенная в 1856 году. Однако здание на Погодинской улице,12, не отапливается уже несколько лет и требует тщательного обследования и разработки проекта реставрации. Строительная компания, которая арендовала помещение в последние годы, успела выполнить «евроремонт» внутренних помещений, который привел к окончательной утрате исторических интерьеров.
За спасение уцелевшего кусочка истории взялся «Фонд Сохранения Культурного Наследия» совместно с Региональной общественной организацией «Наследие». Активисты собирают средства на демонтаж последствий последнего ремонта и на реставрационные работы здания и воссоздания утраченных интерьеров.
Зданию требуется ряд реконструкционных работ, так как некоторые венцы сруба почти разрушились и утратили свою прочность. Требуется укрепление фундамента. Сумма необходимых затрат на исследования и проектирование составляет 1 млн 950 тысяч рублей. Кампания началась недавно, на сегодняшний день собрано лишь 4 200 рублей. Волонтеры и представители Фонда пытаются распространить информацию в социальных сетях и рассчитывают на помощь неравнодушных москвичей.
Представитель «Фонда Сохранения Культурного Наследия» рассказал корреспонденту интернет-газеты «Москва.ру» о том, что активисты рассчитывают на привлечение инвесторов для выполнения реставрационных работ по готовому проекту. Так как Погодинская изба является собственностью Российской Федерации, Мосгорнаследие в данном случае осуществляет только госохрану.
«Правительство Москвы может тратить бюджетные средства исключительно на содержание и сохранение региональных объектов культурного наследия. На федеральные объекты столичные власти не могут расходовать бюджет, так как они являются собственностью Российской Федерации», — рассказал Сергей Булавский.
Утрата памятника может стать невосполнимой потерей в истории деревянного зодчества и архитектурном наследии России. Несмотря на статус объекта культурного наследия, многие москвичи до сих пор не знают о существовании Погодинской избы. Небольшой деревянный домик, выкрашенный в синий цвет, удивительным образом оживляет пейзаж вокруг, в котором преобладают бетонные здания типовой застройки. Совершенно сказочный вид Погодинской избы можно было бы применить в образовательных и культурных областях для детей.
Историческая значимость
Погодинская изба была своего рода «славянофильским клубом» — здесь проходили дискуссии и споры о русском пути виднейших представителей славянофилов России – Юрия Самарина, Алексея Хомякова и Федора Чижова. Кроме того, дом Михаила Погодина стал одним из главных литературных салонов столицы. Избу в разное время посещали писатели Сергей Аксаков, Федор Тютчев, Александр Островский, философ Петр Чаадаев и многие другие.
Предприниматель Василий Кокорев подарил дом историку, профессору Московского университета Михаилу Погодину, поэтому это здание так по сей день и называют — «Погодинская изба».
Изначально здание являлось флигелем усадьбы, которая была разрушена при бомбардировках Москвы во время Великой Отечественной войны. Пережившую многочисленные драматические коллизии избу с середины XX века занимало региональное отделение ВООПИК, затем музей «Слово о полку Игореве».
Архитектурная значимость
Здание было задумано как произведение «русского стиля» и построено в формах народного деревянного зодчества по проекту архитектора Николая Никитина. Наиболее интересным в подходе мастера можно назвать ажурную резьбу, которая украшает фасады: ставни трех окон в переплете белых планок, кружевное обрамление голубых наличников и «подзоров», изящная «вышивка» белых «полотенец» на втором этаже. Изначально изба не была окрашена, все элементы имели цвет натурального дерева. Только фризы второго этажа были расписаны растительными узорами. Изба стала первым примером введения русских традиций в высокую архитектуру.
Все постройки 1870—1880-х годов в значительной мере опирались на идеи Никитина, которые оказали значительное влияние на развитие псевдорусского стиля середины-конца XIX века.