Психологи рассказали о влиянии дистанционки на ментальное здоровье школьников | Москва.ру

Психологи рассказали о влиянии дистанционки на ментальное здоровье школьников

Столичные школьники 6-11 классов снова отправились на дистанционную учебу, пока только на две недели, до 1 ноября. Однако в условиях того, что ситуация с коронавирусом лишь усугубляется, не исключено, что дистанционка может стать суровой реальностью для детей на долгое время. Интернет-газета «Москва.ру» решила выяснить у психологов, какое влияние оказывает онлайн-формат учебы на психику детей и подростков.

Как рассказала психолог-конфликтолог Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарья Кузнецова , на фоне введения дистанционной учебы весной у детей участились расстройства психики, тревога и головные боли. По данным исследования Минздрава, у 83% опрошенных учеников замечены признаки психических расстройств, из них депрессивные и астенические состояния — у 42% и 41% соответственно. Помимо этого, более чем у трети опрошенных были замечены тревожные настроения, у четверти периодические головные боли.

Негативное воздействие дистанционки на психику подтвердила эксперт Международного Ломоносовского клуба и детский психолог Виктория Карасева. Тем не менее она отметила, что данный опрос проводился с конца апреля по конец мая, и это небольшой промежуток времени, чтобы делать профессионально-релевантные выводы.

Причины психических расстройств

Причины этого лежат, во-первых, в нехватке общения со сверстниками, из-за которого возникает чувство одиночества. Во-вторых, существенно влияет на психику резкое падение физической активности.

«Практически у 70% школьников за время дистанционного обучения было замечено существенное снижения активности и передвижения, что крайне вредно для детской психики и ее развития», — отмечает Дарья Кузнецова.

Другой причиной является отсутствие смены обстановки, из-за этого «нет сигналов к переключению задач». К тому же, дома слишком много что отвлекает, из-за этого становится тяжелее концентрироваться на учебе. Еще на дистанционке теряется контакт с учителем, что может вызвать тревогу.

«Место, где ученик привык делать домашнее задание и отдыхать от школы, теперь для него является еще и местом учебы. Дома множество отвлекающих факторов — компьютерные игры, члены семьи и т. д. Это раздражает, а порой и злит ребенка», — рассказывает психолог.

Как заподозрить у ребенка психические расстройства? 

Как рассказала Виктория Карасева, проблемы, с которыми могут сталкиваться дети начинаются с нарушений сна и заканчиваются серьезными заболеваниями — фобиями или депрессиями. Кроме того, на фоне дистанционки может происходить усиление цифровой зависимости и рост замкнутости.

По словам психолога Дарьи Кузнецовой, для тревожных расстройств характерны беспокойство, чувство страха, несоразмерные обстоятельствам. В свою очередь, это ведет к головным болям, боли в животе, учащенному сердцебиению, повышенному давлению, холодным кистям и ступням. Признаками депрессии является печаль, агрессия и повышенная раздражительность, бессонница или наоборот повышенная сонливость.

Также к сигналам психического расстройства можно отнести психомоторное возбуждение или заторможенность, усталость и потерю энергии, снижение способности думать, сосредотачиваться и делать выбор, чувство вины, снижение веса, меланхоличное настроение. При этом возможно ухудшение успеваемости ребенка в школе.

Как обезопасить ребенка от расстройств психики?

Чтобы не допустить такого состояния у ребенка, ему необходимо давать возможность общаться со сверстниками, пусть даже в онлайн-формате. Кроме того, Дарья Кузнецова советует родителям учить ребенка самоорганизации, а также составлять распорядок дня, соблюдая при этом баланс работы и отдыха. При этом отдых должен включать прогулки на свежем воздухе, можно даже завести собаку, тогда такие прогулки стант неотъемлемой частью повседневной жизни.

В свою очередь, Виктория Карасева советует соблюдать «цифровую гигиену»: период, когда семья выбирает время и проводит его без гаджетов, общаясь и поддерживая эмоциональный контакт. Она также рекомендует присмотреться к ребенку при появлении тревожных сигналов, потому что, возможно, дистанционка является лишь фактором, а причину нужно искать глубже. Более того, нужно проанализировать «генетическую картину»: если в семье наблюдались психические заболевания, то к ребенку нужно проявлять терпение.

Рейтинг
Москва.ру