Эксперимент Минпросвещения: опыт дистанционного обучения московской многодетной семьи | Москва.ру

Эксперимент Минпросвещения: опыт дистанционного обучения московской многодетной семьи 

Масштабный эксперимент по дистанционному обучению запустят в регионах с 1 сентября этого года. Об этом сообщил глава «Ростелекома» Михаил Осеевский на встрече с президентом РФ. Плюсы и минусы онлайн-формата для школьников, и мнение родителей о цифровом обучении — в материале интернет-газеты «Москва.ру».

Еще в конце июня 2020 года Министерство просвещения РФ опубликовало проект Постановления Правительства «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды» для общественного обсуждения. Суть программы — расширение доступа учащихся к качественным программам обучения.

Но противники дистанционного обучения забили тревогу, решив, что точечный эксперимент «цифровой среды» будет затем внедрен по всей России вместо очных занятий в школе. Подобные комментарии встревоженных россиян можно в избытке найти на просторах интернета. Редакция интернет-газеты «Москва.ру» решила разобраться, что на самом деле представляет собой эксперимент.

Итак, цифровая образовательная среда (ЦОС) — это внедрение современных образовательных элементов в школьный процесс. В нее входит набор сервисов, которые должны сделать обучение интерактивным, в том числе с помощью  высокоскоростного интернета и новых технических устройств. В проекте сказано, что новые сервисы не предназначены для замены педагогов на уроках.

Но, видимо, опыт дистанционного обучения весной дался людям настолько непросто, что подобные эксперименты вызвали волну негодования в сети. Как ЦОС на самом деле проявит себя, будет видно совсем скоро, программа стартует 1 сентября в 14 регионах России. А пока рассмотрим, что так пугает школьников и их родителей в онлайн-уроках на примере опыта московской многодетной семьи.

Минусы дистанционного обучения:

  • Многодетным семьям сложно физически организовать дистанционное обучение в домашних условиях. Например, у опрошенной корреспондентом интернет-газеты «Москва.ру» семьи, на удаленном обучении оказались трое детей в двухкомнатной квартире. Было очень сложно разграничивать «учебное пространство» для трех школьников, чтобы они не мешали друг другу. Кроме того, выкраивать рабочее место приходилось и родителям, которые должны были работать на удаленке.
  • Оборудование для онлайн-уроков необходимо каждому ребенку. Три компьютера на семью — роскошь. Поэтому если один ребенок занимался за ноутбуком, то двум другим детям приходилось «сидеть в телефоне».

«Слишком большой объем домашнего задания, который нужно выполнять в цифровом формате, из-за чего болят глаза  просто каждый день. Ведь ты 24/7 то на телефоне, то на ноутбуке», — рассказала ученица восьмого класса Алина.

  • Не у всех установлен скоростной интернет в квартире. У семьи не был проведен wi-fi, сначала пользовались мобильным интернетом, но потом решили, что выгоднее будет провести общую сеть.
  • Преподаватели сами были потеряны. Уроки часто смещались и переносились по разным причинам. Приходилось постоянно подстраиваться. Порой выходило так, что следующий урок мог начаться через пять минут, вместо положенных тридцати. А у детей не оставалось времени на подготовку.
  • Было много организационных проблем. Кто-то из класса не мог подключиться к конференции, или сам учитель испытывал технические затруднения.
  • Детям было сложно настроиться на обучение. Постоянно случались казусы с включенным микрофоном, когда оказывалось, что мама вещает о незаправленной постели на весь класс. После таких смешных историй приходилось долго успокаивать класс.
  • Школьники плохо усваивали материал. Предметы изучались очень быстро, приходилось постоянно заботиться о том, чтобы все успеть, сдать 3 контрольные подряд и большой объем других заданий. Поэтому, по словам школьников, мало что осталось в памяти из весенней программы.
  • Ну и, конечно же, нехватка общения. В школе дети общаются, играют вместе. Целый пласт их жизни отбирается в ходе такого обучения, как и навыки социализации.

Мама учеников свое мнение о дистанционном обучение обозначила весьма лаконично: «категорически против!». После перечисленных недостатков такой ответ уже неудивителен.

Плюсы, как оказалось, найти куда сложнее:

«Если честно, то их нет. Ну хотя можно кушать во время урока, и никто не заметит», — посмеялась Алина.

Поэтому плюсы пришлось собирать из общих источников и логических размышлений:

  • Семья может быть мобильной. Подключить хороший интернет и пожить в деревне у бабушки, например;
  • Ребенок становится самостоятельнее. На плечи ребенка возлагается ответственность за обучение, ведь процесс проходит одинаково для всех учеников. И здесь не удастся свалить плохую оценку на плечи педагога, который якобы занижает тебе оценки;
  • Родители могут участвовать в учебном процессе. Оценить как программу учителя, его работу, так и реакцию и старания ребенка;
  • Для учеников, которым сложно выступать перед классом, намного легче проявлять активность на онлайн-уроках.

Вопрос цифровой среды, дистанционного обучение и прочих нововведений в системе образования пока вызывает массу споров. Но такова практика любых нововведений. Хорошо или плохо, но школы открывают свои двери первого сентября. Учебный год начнется с рядом мер от Роспотребнадзора, направленных на максимальное сокращения всяческих рисков заболевания Covid-19.

Рейтинг
Москва.ру