ВДНХ на протяжении 7 лет переживает масштабную реконструкцию. Это одна из «грандиозных» строек, задуманных мэром Москвы Сергеем Собяниным, на которую потрачены сотни миллиардов рублей. Однако несмотря на то, что реконструкция еще не завершена, урбанисты уже указывают на очевидные градостроительные ошибки в ходе проделанных работ.
Выставка достижений народного хозяйства вот уже более 80 лет остается точкой притяжения для москвичей и гостей столицы, ежегодно ее посещают около 30 миллионов гостей. Это один из крупнейших по величине выставочных комплексов в Москве, который также входит в 50 крупнейших выставочных центров мира. С 2014 года ВДНХ объединена с парком «Останкино» и Главным ботаническим садом. Общая площадь территории составляет почти 700 га, на ней расположены множество шедевров архитектуры, признанные памятниками культурного наследия.
Реконструкция, призванная возродить разрушающуюся на глазах историческую память, идет с 2013 года. Первый этап пришелся на 2014-2016 годы, и за это время вывезли тонны мусора, отреставрировали павильоны, уничтожили незаконно возведенные постройки и палатки, запретили торговать в павильонах, открылись новые музеи. На втором этапе, который идет сейчас, продолжают реставрационные работы, а также занялись «любимым» и масштабным благоустройством.
Надо отдать должное, что после многолетнего запустения сейчас это выглядит как более менее удачная попытка сохранить историческую память и при этом внести в советский символ дух современности.
По сути, задача реконструкции заключается не только в том, чтобы вернуть «витрине СССР» привлекательный облик. Необходимо сделать пространство интересным, современным, привлекательным и комфортным. Для этого ВДНХ решили превратить в некий «тематический парк», который будет делиться на семь зон: центральную аллею с музеями и выставками в павильонах, парк аттракционов, ландшафтный парк, «Парк ремесел», «Парк знаний», обновленную зону ЭКСПО и парк «Останкино».
Как отмечает урбанист Аркадий Гершман, основной трудностью в работе с такими объектами является несоразмерный человеку масштаб. Этот принцип был заложен изначально, еще при Сталине, однако он и сейчас господствует на всей территории. Отсюда вытекают такие проблемы как сложность передвижения и отсутствие комфортной среды при неблагоприятных погодных условиях. В жаркую погоду, в сильный дождь или лютый зимний мороз человеку здесь просто негде укрыться от непогоды.
ВДНХ напоминает «город в городе», и проблему передвижения здесь «разрешили» за счет запуска бесплатного транспорта. Его даже решили сделать экологичным — электрическим. Это определенно достойный и современный выход.
Однако огромной ошибкой стало проектирование дорог. Для передвижения автотранспорта, пешеходов и велосипедистов сделали единую дорогу. Решили одну проблему и создали другую. Учитывая, что в выходные дни на территории ВДНХ может находиться более тысячи человек одновременно и им всем надо как-то передвигаться, очевидно, что на одной дороге это делать небезопасно. Да и в общем-то невозможно.
По узким «велодорожкам» никто не ездит, на узких тротуарах не помещаются компании прогуливающихся москвичей. Дети ездят, как хотят, потому что им всегда нужно много пространства для передвижения. В итоге все оказываются на одной дороге, где приоритет у автомобиля.
Кроме того, по замечанию Аркадия Гершмана, на ВДНХ есть проблема слабого взаимодействия с окружающей средой. Наглядный тому пример — это взаимодействие с водой, которое традиционно привлекает горожан. Несмотря на то, что на ВДНХ есть целый каскад прудов, в некоторых местах доступ к воде ограничен, хотя с точки зрения дизайна все сделано очень симпатично. Не сделали также и пляжа для отдыха, хотя места для него предостаточно.
Среди прочих проблем, Аркадий также отметил отсутствие достаточного количества велопарковок, особенно возле точек остановок — кафе, фудкортов или детских площадок, а также проблему туалетов — их мало, они модульные, частично закрыты, могут нехорошо пахнуть, а также не очень вписываются в общий дизайн. Однако стоит отметить, что в советское время в такие проекты закладывались капитальные туалеты, частично скрытые под землей.
В целом, реконструкция, несомненно, возродила дух советского прошлого, и в то же время привнесла современные новшества. Однако осталось непонятным, почему в основе так и остался принцип «антигуманности». Вроде бы сделали все для людей, но тут некомфортно, там неудобно, а где-то и вовсе позабыли о самом главном.
По мнению урбаниста, из-за этого на территории редко получается ощутить атмосферу камерности.