8 августа на Чистых прудах откроется книжная лавка «Листва», которая входит в структуру скандально-известного издательства «Черная сотня». Как сообщается на сайте магазина, «Листва» должна стать «точкой притяжения для всех добрых русских людей».
Кроме продажи книг в «Листве» будет лекторий на 50 человек, где будут проходить встречи с авторами, лекции и обсуждения. Первый магазин «Черной сотни» был открыт в Санкт-Петербурге два года назад. Теперь издательство открывает книжную точку в самом центре столицы — на улице Жуковского, рядом с театром «Современник».
Книжное издательство было основано в 2013 году в Нижнем Новгороде. Главным редактором является Дмитрий Бастраков. С тех пор было выпущено немало книг правого толка, в том числе и о событиях в Донбассе: «Кодекс русского офицера», «Почему РФ — не Россия», «Мозговой», «85 дней Славянска», «Записки террориста» (мемуары ополченца Донбасса Виталия Африки), и двухтомник «Царствование Николая II». Литература, издаваемая «Чёрной сотней», не внесена в списки запрещенных или экстремистских книг, все издания находятся в окрытом доступе.
Однако определенная направленность книг уже не раз создавала проблемы издателям, в том числе с правоохранительными органами. В ноябре 2015 года Дмитрий Бастраков на своей странице в соцсетях рассказал о состоявшейся с ним профилактической беседе в ФСБ на тему изданных мемуаров ополченца из Донбасса. А в 2018 году на книжной ярмарке в Новосибирске кто-то из жителей города вызвал полицию из-за символики на стенде «Черной сотни». В том же году против открытия «Листвы» в Санкт-Петербурге выступал руководитель фракции «Яблока» в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Борис Вишневский. Депутат счел название неэтичным и оскорбительным для города в рамках исторического контекста.
Обратимся к исторической справке, чтобы понять, чем вызваны распри вокруг издательства. Итак, понятие «черной сотни» образовалось еще на Руси, когда города подразделялись на «сотни». Сотни были «белые» и «чёрные». Первые не платили налоги. В них входили дворяне, духовенство и немногочисленные государевы цеховые. Все остальные были «чёрные», как правило, купцы и ремесленники. Именно представители «черной сотни» состояли в ополчении Кузьмы Минина при событиях Смутного времени 1612 года.
Однако это же название было использовано представителями крайне правых организаций в начале XX века. Черносотенцы выступали за сохранение самодержавия на базе шовинизма. Помимо ненависти к революционерам, они также не признавали инородцев, особенно евреев и поляков. При этом движение не представляло собой единого целого, имело множество объединений, а после Февральской революции 1917 года все черносотенные организации были запрещены в России. В отличии от героической «черной сотни» Минина, черносотенцы вошли в историю как погромщики и антисемиты.
Теперь разберемся, к какому движению относит себя издательство «Черная сотня». На официальном сайте приводится отсылка к ополчению XVII века, и обозначается миссия издательства в разделе «о нас»:
«Наша Миссия — восстановление и возвращение в Россию литературного, культурного и научного наследия русского зарубежья, а также трудов, которые по тем или иным причинам не переиздавались в советское время«, — говорится на официальном сайте издательства.
Также издательство получает много критики в адрес логотипа «Черной сотни», многие ассоциируют изображение черного орла с немецким гербом времени Второй мировой войны. Правда Дмитрий Бастраков пояснял ранее, что символ был вдохновлен компьютерной игрой «Вархаммер».
Само издательство отрицает любое отождествление с черносотенцами и любыми другими националистическими движениями, так как название было выбрано исключительно для эпатажности и привлечения внимания.
Так или иначе, но маркетинговая стратегия, очевидно, работает. Насколько оправданы подобные ассоциации — вопрос весьма спорный, но открытию книжной лавки это явно на пользу.