Четких рекомендаций, как обеспечивать реализацию механизма запуска санаториев в работу, сегодня нет. А уже имеющиеся недостаточно эффективны и едва ли реализуемы. Интернет-газета «Москва.ру» узнала, что ждет санатории в ближайшем будущем.
Начало постепенному выходу курортов из коронавирусной изоляции вроде как положено. Так, например, власти Краснодарского края объявили о намерении разрешить с июня работу 140 санаториев региона с медицинской лицензией, добавив, что это санатории, а не курорт.
«Хочу сразу оговориться, что утверждение некорректное, так как санатории как раз и являются основными компонентами курортной инфраструктуры», — уточняет доктор медицинских наук, профессор Борис Анатольевич Ермаков.
Ермаков объясняет: чтобы попасть в санаторий, надо купить санаторно-курортную путевку, наличие которой на въезде в регион будут проверять полицейские. Если путевки не окажется, «нарушителя» отправят домой либо предложат ему двухнедельное пребывание в обсерваторе. Но сейчас все продажи санаториями приостановлены, персонал находится в вынужденных отпусках. В этом можно убедиться, зайдя на сайт любого из них.
Даже если продажи стартуют в начале июня, то на «раскрутку» уйдет не меньше двух недель, считает эксперт.
«Купить путевку в санаторий на месте не представится возможным, так как даже те, кто хотел бы это сделать в Сочи, Анапе, Геленджике и других городах, просто не смогут туда попасть. Особенно это касается жителей Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, которые сейчас являются «персонами нон грата» в Краснодарском крае. А ведь именно эти регионы формируют основной курортный турпоток», — подчеркивает Борис Ермаков.
Кроме того, для заезда в санаторий нужна санаторно-курортная карта. Теоретически необходимое обследование можно пройти по прибытии в санаторий. Но это не только потеря 2-3 дней, но и дополнительные расходы. Не говоря уже о пренебрежении показаниями и противопоказаниями для санаторно-курортного лечения, отмечает доктор медицинских наук.
Чтобы ни одному туристу не захотелось «заблудиться» по дороге к санаторию, рекомендуется организовать прямые трансферы из аэропорта и вокзала до санатория, но для лечебно-отдыхательных учреждений это просто непосильная задача.
«Кроме этого, не является секретом, что пляжи и СПА-комплексы санаториев останутся закрытыми. Да и вообще, за территорию своего санатория выйти будет невозможно. И в чем тогда мотив такой поездки? Наконец, перспектива оказаться в вынужденном локальном карантине в случае, если хотя бы один турист подхватит вирус, вряд ли понравится потенциальным покупателям тех самых санаторно-курортных путевок», — поясняет профессор.
Борис Ермаков провел мини-опрос, и около десятка опрошенных им руководителей санаториев Сочи заявили, что «проще не открываться, чем выполнять надуманные и оторванные от жизни, а самое главное, затратные рекомендации». Другими словами, быстро вернуться к работе в привычном формате санатории не смогут.
«И дело не в боязни людей посещать курорты. Нашего человека вообще чем-то сложно напугать. В условиях закрытия внешних границ туристская сфера РФ вообще и санаторно-курортный комплекс как ее неотъемлемый сегмент в частности получили уникальный импульс к развитию. Не упустить возможности высокого сезона еще можно. Здесь скажется феномен отложенного спроса на пляжный отдых как для граждан, так и для туроператоров», — заявляет эксперт.
От государства же, по словам Ермакова, особых усилий не требуется. Представляется, что туристский рынок справится сам, но для этого необходимо:
- вывести мини-отели из тени, предоставив им режим налоговых льгот на период 2020-2022 гг.;
- установить внятные реально выполнимые правила работы;
- отменить дискриминирующие граждан условия ограничения межрегиональных поездок внутри страны, начав хотя бы с близлежащих к курортам регионов с относительно спокойной эпидемиологической ситуацией;
- обеспечить достаточное количество мест для размещения пациентов, необходимое количество медоборудования и препаратов;
- осуществлять постоянный мониторинг эпидситуации с использованием тестирования.
«Страны ЕС такие примеры уже демонстрируют. А ведь эпидемиологическая ситуация в тех же Германии и Австрии, если исходить из официальной статистики, была похуже, чем сегодня в России», — заключил профессор.