Студентов медвузов попросили вступить в борьбу с коронавирусом. Интернет-газета «Москва.ру» решила узнать, насколько это добровольное дело и готовы ли студенты-медики рисковать жизнью в красной зоне.
В среду, 29 апреля, столичный Оперштаб по борьбе с COVID-19 опубликовал информацию о том, что «студенты-медики будут получать более 100 тысяч рублей за работу в коронавирусных больницах Москвы».
«Помимо достойной зарплаты они будут обеспечены бесплатным питанием и всеми необходимыми средствами защиты», — заявили в Оперштабе по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом в Москве.
Также там отметили, что московские больницы, в которых врачи борются с китайской заразой, принимают студентов медвузов как на работу, так и в качестве практикантов.
Девушка, представившаяся студенткой Первого Московского медицинского университета им. И. М. Сеченова, рассказала корреспонденту «Москвы.ру», что для нее и ее однокурсников «практика автоматически становится практикой-борьбой с Covid-19» и что «студентов используют как пушечное мясо».
«Мы не можем отказаться. Руководством университета нам было предложено: выбрать красную (грязную) зону с заключением трудового договора, с оплатой труда и с предоставлением средств индивидуальной защиты (СИЗ) либо зеленую (чистую) без договора, без оплаты труда и без СИЗ», — уточняет девушка.
По ее словам, студенты медицинских вузов прекрасно знают, как сегодня «на самом деле производится оплата труда медработников, которые борются с инфекцией» и как на самом деле распределяются СИЗ, «что их не хватает не то, что в регионах России, их не хватает в Москве».
«Мы ставим под сомнение, что наше здоровье не будет подвержено опасности. Работа в зеленой зоне является таким же риском, и огромное количество медработников заразились, работая именно там», — объяснила якобы студентка.
Основания для переживаний не беспочвенны, ведь эпидемиолог Минздрава заявил, что число заболевших коронавирусом медиков в России растет. В списке памяти, куда вносят погибших от Covid-19 медработников, сейчас уже 113 фамилий. Из них 35 медицинских работников были из Москвы, 15 — из Подмосковья.
Девушка также напомнила, что многие студенты живут с пожилыми родственниками и теми родными людьми, которые находятся в группах риска по состоянию здоровья. И «даже беременность не считается достаточным основанием для отказа в прохождении», отмечает якобы студентка Сеченовского университета.
«Про бесплатную еду и зарплату — это также обещание для студентов, работающих в красной зоне. Для всех остальных это не предусмотрено», — подчеркнула девушка.
По ее словам, она также черпает информацию от своих знакомых, которые уже сейчас в больницах борются за жизнь зараженных коронавирусом. При этом девушка добавила, что претензий конкретно к руководству университета не имеет, но недовольна «системой в общем».
В свою очередь ректор Сеченовского университета, академик РАН Петр Глыбочко рассказал RG.RU, что более тысячи ординаторов, аспирантов и студентов Сеченовки участвуют в борьбе с коронавирусом.
По его словам, в собственных университетских клиниках, перепрофилированных под коронавирусные госпитали, ординаторы помогают пациентам в качестве врачей-стажеров, работая по индивидуальным учебным планам, что зачтется им как практика.
С 1 мая студенты старших курсов специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» и «Сестринское дело», как пояснил ректор, направляются в медорганизации соответствующих субъектов РФ, где пройдут практику, которая является «неотъемлемой частью образовательной программы».
«Всем предоставлены средства индивидуальной защиты, возможность выбора нескольких вариантов работы. Те, кто пожелает работать в зоне, где находятся инфицированные больные, обязательно пройдут обучение по программе «Диагностика и профилактика новой коронавирусной инфекции». Студенты дают информированное согласие на работу, заключают трудовой договор с больницей. То есть, это полноценное трудоустройство. В Москве их зарплата превысит 100 тысяч рублей. Их обеспечат бесплатным питанием», — подчеркнул Глыбочко.
Таким образом, отметил ректор, студент становится полноценным медработником, поэтому безопасность студента обеспечена на таком же уровне, как и безопасность любого медработника.
В «красной зоне» работают лишь студенты, «выразившие свое согласие и не имеющие медицинских противопоказаний для работы на таком опасном участке», заключил глава Минздрава РФ Михаил Мурашко на совещании по вопросам реализации ранее принятых мер по поддержке экономики и социальной сферы.