Что станет с МГУ после реформы. Во что превратит вуз ректор Садовничий | Москва.ру

Что станет с МГУ после реформы. Во что превратит вуз ректор Садовничий

Ректор МГУ Виктор Садовничий намерен провести масштабную реформу в университете. Согласно плану, 42 факультета крупнейшего российского вуза могут объединить в 14-16 научных школ.

По словам Садовничего, реформа позволит повысить эффективность современного образования. Таким образом, 42 факультета вуза и более 20 научных институтов, по его словам, «надо собрать вокруг прорывных направлений». Об этом он рассказал в интервью ТАСС.

В качестве примера Садовничий привел математическую научную школу, объединившую механико-математический факультет, факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК) и Вычислительный центр МГУ. Примечательно, что реализовать реформу руководство университета намерено до 2030 года.

Предвещая возможную критику, Садовничий подчеркнул, что «это организация более эффективной работы МГУ. Она административно ничего не затрагивает, ставится задача более эффективной работы в современных условиях. Как в Академии наук. Такая организация не затрагивает процессы поступления. Все будут поступать, как и прежде, на факультеты. Структура факультетов остается».

Тем не менее, такая постановка ответа вызывает еще большие вопросы. Если реформа не затронет работу факультетов структурно, то для чего она нужна?

Вероятно, речь идет об оптимизации учебного процесса, и здесь может быть два варианта развития событий: либо факультеты сгруппируют под конкретные школы внутри вуза, либо реформируют построение учебного процесса.

В первом варианте предполагается сохранение факультетов с реструктуризацией руководящих должностей, во втором — жесткое перекраивание учебной экосистемы.

При первом варианте университет ничего не потеряет: факультеты продолжат работу, но уже сгруппировано — под единым руководством. В таком случае, тем не менее, это больше похоже на нагромождение промежуточными звеньями.

Второй вариант, в свою очередь, предполагает масштабную перетасовку не только на руководящих постах, но и среди преподавателей университета. Не исключено, что такая «оптимизация» и вовсе может привести к увеличению нагрузки на преподавателей, которых попросту «разорвут» на разные, пусть и объединенные, факультеты.

В этом случае предполагается расстановка приоритетов в пользу специалистов широкого профиля, в ущерб узкоспециальным преподавателям.

Говоря о том, как такая организация отразится на студентах, ректор отметил, что для них нужно создать возможность выбора траектории обучения после второго курса. Школы, по словам Садовничего, как раз это и позволяют сделать.

Таким образом, при реформе построения учебного процесса, от общевузовских перестановок студенты как выиграют, так и проиграют. С одной стороны — у них появится возможность самостоятельно выбирать направление для обучения, с другой — при «оптимизации» и сокращении узкопрофильных специалистов — процесс сведется к «выбору» предметов, которые будет вести один и тот же преподаватель.

Рейтинг
Москва.ру