Все равно что цианистый калий разбавить. Радиоактивный могильник у МЗП засыпают песком | Москва.ру

Все равно что цианистый калий разбавить. Радиоактивный могильник у МЗП засыпают песком

Активисты и противники строительства Юго-Восточной хорды, постоянно наблюдающие за вывозом загрязненного радиоактивного грунта с территории за Московским заводом полиметаллов (МЗП), считают, что проводимые работы являются имитацией, а сумма 80 миллионов рублей слишком мала для подобного контракта.

Активист Иван Кондратьев рассказал, что сначала ФГУП «Радон» должно было провести исследования, но их не было.

«То есть мы не видели, чтобы кто-то с момента заключения контракта проводил какие-то исследования. Они сразу начали ставить забор, вешать видеокамеры на этот забор, оградили территорию по периметру. <…> Склон достаточно крутой, туда даже техника не заезжала. Может, они сейчас положат плиты и загонят бурильный станок, пробурят на 40 метров, но что-то в это плохо верится», — высказал свою точку зрения Кондратьев.

Он поясняет, что до этого постоянно говорилось об отсутствии радиоактивных отходов, так как на поверхности ничего нет, все прикрыто глиной и дерном. Радиация сквозь глину не проходит.

«Они считают, что все хорошо. А в действительности там многослойный пирог, на глубине 15 метров на территории предприятия эти отходы захоранивались с 30-х по 80-е годы прошлого века», — сказал Кондратьев, добавив, что необходимо провести комплексное химико-радиоприёмное обследование.

Ранее интернет-газета «Москва.ру» уже сообщала о том, что работники ФГУП «Радон» вывозят только грунт, приставший к корням вырываемых деревьев.

Активист отметил, что территорию у МЗП надо доверить ученым и лучше всего ее не трогать и ничего там не строить.

«Опять все засыпать, посадить там лес, огородить, повесить табличку, что это памятник советского ядерного наследия, и никого туда не пускать. Через 300 лет это само собой придет в какое-то гармоничное соответствие с окружающей средой.  То есть два способа есть: куда-то РАО вывозить и на месте все это прикрывать и хранить там, где это расположено», — подчеркнул Иван Кондратьев.

Пока же идет стройка, опасные вещества попадают в воздух, песок и воду гораздо активнее, чем если бы территорию не трогали.

Помимо непроведенных исследований есть и другое нарушение — радиоактивные отходы не были поставлены на учет. По словам Ивана, они должны быть занесены в базу данных и Роспотребнадзором, и Росатомом, и департаментом ЖКХ города Москвы. Но таких данных нет.

«Это сплошной обман. Они их не поставили на учёт как радиоактивные отходы, они их изобразили как промышленные отходы с незначительным содержанием радиоактивного грунта. Присыпали их песком, перемешали, снизили радиоактивность. Это все равно, что водой разбавить цианистый калий или синильную кислоту», — возмущается активист.

К тому же, по словам Кондратьева, цена контракта очень небольшая. Из сметы не видно, какие есть основания для такой суммы.

«Если это не радиоактивные отходы, а промышленные, то стоимость вывоза этих отходов гораздо меньше. Потому что не требуются специальные контейнеры, захоронение на специальных площадках. А куда они девают эти промышленные отходы — непонятно, потому что у ФГУП «Радон» нет лицензии на работу с промышленными отходами, только на работу с радиоактивными отходами», — рассказал Иван.

ФГУП «Радон» может нанять компанию, у которой есть лицензия на работу с твёрдыми бытовыми отходами, но в чем тогда был смысл заключения контракта именно с «дочкой» «Росатома»?

Иван отметил, что, по его мнению, вся закупка — формальность, и происходит имитация исследования и вывоза грунта. Активист также выразил опасения, что про склон со стороны Москвы-реки просто забудут, так как работники торопятся приступить к строительству.

«Постараются заглушить и протесты жителей и активистов, чтобы никто об этом не вспоминал. Потому что у них предел мечтаний сделать парк там, соединить его с Братеевским парком, продлить велодорожки, а на месте МЗП сделать жилой комплекс», — заключил активист.

Рейтинг
Москва.ру