Возможность включить кредитные организации в перечень получателей информации о смерти граждан из реестра ЗАГС обсуждалась на встрече Ассоциации банков России (АБР) с представителями ФНС, ЦБ и Минфина.
На сегодня банки узнают о смерти клиентов в течение полугода при обращении наследников, нотариусов или же в процессе работы с проблемной задолженностью. До момента официального уведомления кредитного учреждения счета умершего клиента активны, что влечет риски мошенничества.
По приблизительным подсчетам, со счетов клиентов российских банков до вступления в наследство выводится порядка 20 млрд руб ежегодно. При этом 2 млрд руб. в год переплачивает ПФР. Для урегулирования задолженности по кредиту за счет страхования жизни наследник вынужден повторно обращаться в ЗАГС и медицинские учреждения.
«Данная инициатива направлена, в первую очередь, на снижение случаев мошенничества со счетами граждан. Совсем недавно мы слышали истории о том, как мошенники пытались снять со счетов умершего вкладчика внушительную сумму с помощью подложных документов. Насколько я помню, среди документов фигурировало даже поддельное завещание на мошенников якобы оформленное умершим. В этом смысле, логика включения кредитных учреждений в перечень получателей информации о смерти граждан из реестра ЗАГС кажется вполне оправданной», — рассказал интернет-газете «Москва.Ру» генеральный директор международной финтех компании TWINO в России Ашот Торосян.
По его словам, предлагается схема взаимодействия, при которой налоговая служба информировала бы банки о смерти гражданина, который может являться владельцем счета. Банк обрабатывает полученную информацию по клиенту, параллельно делая запрос в ЗАГС.
«В случае получении из ЗАГСа подтверждающей информации банк прекращает любые движения по счетам умершего», — добавил Торосян.
По его мнению, данная инициатива «повысит эффективность межведомственного взаимодействия и снизит риски мошенничества, но для этого, вероятно, предстоит доработать действующее законодательство».