«Москва перешла на раздельный сбор отходов с 1 января», — гордо объявили чиновники на старте нового года. Переход, по мнению оптимистов, состоялся досрочно — в столице к сортировке мусора должны были перейти лишь в 2022 году. Если под этим имелась ввиду расстановка разноцветных баков, то безусловно, город готов к новой мусорной политике. Однако, присмотревшись внимательнее, можно понять, что москвичи вообще не в курсе, как правильно делить отходы.
На сайте префектуры Восточного административного округа есть информация, что в Новогирееве с 1 января и синие баки (для бумаги, пластика, стекла и металла), и серые (для всех остальных отходов) установлены во дворах на всех 139 контейнерных площадках. Но есть ли от них толк, если даже иконки на баках не разъясняют, что в них можно кидать?
На официальном сайте мэра Москвы приведена статистика по звонкам в Центр информационной поддержки по вопросам раздельного сбора отходов. Центр начал свою работу в сентябре прошлого года и принял около 600 звонков от жителей столицы. Активность возросла в январе, собственно, с началом реализации проекта — чуть больше 200 звонков поступило уже в 2020 году. Отмечается, что чаще всего вопросы связаны с правилами сортировки мусора, а критика, по официальной версии, еще не поступала.
Кстати, удивляться тому, что в Москве с сентября нашлось всего 600 человек, которые позвонили в поддержку, не стоит — номер не так просто найти.
Поисковый запрос в интернете вам ничем не поможет, на самих баках никаких контактов не указано. Зато если зайти на официальный сайт мэра, найти там новость по теме сортировки, которая еще и брошюрку специальную содержит — на ней внешний вид контейнеров демонстрируется. Там, в левом нижнем углу, вы сможете найти номер телефона этой самой информационной поддержки.
Просвещённая московская молодежь уже давно говорит: а вот в Европе мусор сортируют, почему же у нас об экологии не думают? Но другие жители столицы не в курсе — зачем это делать, что куда кидать и как это будет происходить. При этом заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков заявил, что информационная кампания программы началась заблаговременно. Неплохим решением стал бы сайт с необходимой информацией, но упоминается везде тот самый информационный центр. Зато можно найти много сайтов негосударственных компаний, которые предлагают свои услуги по вывозу отсортированного мусора и подробные объяснения, как и что делать.
Баки закупили, поставили — дальше сами разбирайтесь, схемы с инструкцией на них приклеены. Причем подобраны они цвет в цвет: на синем баке синяя наклейка, на серой — серая. Не самое удачное дизайнерское решение.
Уже на упомянутом сайте префектуры есть следующая полезная информация: «Стеклянную тару перед выбросом необходимо прочистить, а крышки от неё снять. Битая тара принимается. Пластиковые бутылки желательно сполоснуть и снять этикетки. А чтобы они занимали меньше места, нужно смять их. То же касается и металлических банок. Большое количество бумажной продукции следует перевязать в плотные кипы или сложить в коробки». Там даже рассказывают о том, что на переработку не принимаются упаковки для таблеток, сыра, кофе и корма для животных, упаковки от яиц, люминисцентные лампочки, чайные пакетики, одноразовая посуда, батарейки и фольга. Но, дорогие жители Москвы, догадайтесь об этом сами. На баках этой информации нет.
Еще прошлым летом российский отдел Гринписа выразил свое скептическое отношение к проекту. В 2018 году организация направила свои предложения по решению проблемы с мусором в столице, однако реализовать в Москве проект решили по-своему. Организация указала на то, что двух категорий мусора для эффективной сортировки отходов недостаточно. Намного успешнее был проект с отдельным контейнером для пищевых отходов.
«Также важно исключить попадание в контейнеры опасных отходов. К сожалению, в заявлениях мэра про это ничего не написано», — говорится в публикации организации.
Другой повод для критики Гринпис увидел в отсутствии единого мусорного оператора: «В 2012–2014 годах власти Москвы заключили девять многомиллиардных госконтрактов на 15 лет на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами. <…> Если оставить в девяти округах Москвы существующие системы сбора вторсырья, то сделать единый проект с общими целями снова не получится». Остается только наблюдать, как это будет происходить на деле, пока столица задыхается под тоннами неразделенного мусора.