О своем участии в грядущих выборах в Московскую Городскую Думу объявили уже более 100 человек, из которых как минимум половина – представители системной и несистемной оппозиции. Москва.ру поговорила с рядом оппозиционеров, чтобы узнать, как они относятся к сбору подписей для регистрации в качестве кандидата и какие изменения они бы хотели увидеть в законодательстве.
По словам муниципального депутата района Зюзино Константина Янкаускаса, основная проблема в существующем механизме сбора подписей состоит в разных возможностях независимых кандидатов и тех, кто выдвигается от парламентских партий. Оппозиционер убежден, что последние специально освободили себя от этой процедуры, установив заградительный барьер в 5 тысяч подписей для оппозиции. Сделано это было, по словам Янкаускаса, из-за того, что представители партий сами не смогут набрать необходимое количество сторонников – на прошедших выборах в МГД 70% кандидатов не получили 5 тысяч голосов.
Отвечая на вопрос, как бы он изменил процедуру регистрации в кандидаты, Константин Янкаускас предложил ввести возможность собирать подписи через портал госуслуг, снизить необходимое количество подписей до 1% избирателей в округе и ввести возможность внесения избирательного залога в 500 тысяч рублей.
С Янкаускасом согласен оппозиционный публицист Кирилл Щулика. Он подчеркнул, что дополнительные сложности вызывает и время сбора подписей. Их надо собрать в течение 25 дней, причем в летнее время – сезон отпусков и дач. Кроме того, существует еще и административный барьер в виде неодобрения подписей, собранных кандидатом.
«Придраться можно и к столбу», – считает оппозиционер: «Когда ты соберёшь эти подписи, если они даже будут правильные, хорошие, честные, могут придраться, что у тебя перед Москвой не написана буква «Г», например. Потому что должно быть «г. Москва»».
По его мнению, убирать как таковой институт сбора подписей не нужно, однако для создания конкурентных выборов надо либо существенно понизить необходимое количество сторонников, либо ввести избирательный залог:
«Я считал, сбор подписей это 3-5 миллионов рублей. Если это кандидат статусный, у него не всегда есть такие деньги на выборы. Это действительно жесткий имущественный ценз, причем, без гарантий – могут дисквалифицировать. Можно возрождать практику избирательного залога: не хочет собирать подписи, может внести залог, абсолютно ничего страшного», – говорит Кирилл Щулика.
Барьером для кандидатов называет сбор подписей и представитель «Открытой России» Александр Соловьев. По его мнению, существующее требование в 5 тысяч подписей является «катастрофически большим для регионов», и для того, чтобы отсеять кандидатов, которые выдвигаются «шутки ради», будет достаточно установить порог в 1 тысячу подписей или ввести избирательный залог, который будет «сгорать» в случае проигрыша на выборах.
Лидер движения «Новая Россия» Никита Исаев также назвал сбор подписей искусственным фильтром. Он считает, что если действующая власть не захочет допустить до выборов представителей несистемной оппозиции, таких как Любовь Соболь, Илью Яшина и Дмитрия Гудкова, то сделает это при помощи существующего механизма. Однако, по его мнению, вопрос стоит не столько в отмене этого барьера, сколько в необходимости перехода к конкурентной основе на выборах. Причем заинтересована в этом не только «псевдолиберальная оппозиция», как называет ее Исаев, но и другие политические силы, которые сейчас не могут зарегистрироваться как партии из-за ограничений Минюста.
Соглашается с коллегами и депутат района Останкинский Сергей Цукасов. В пример он привел избирательную систему в США, где для регистрации в качестве кандидата на пост губернатора Калифорнии Арнольд Шварценеггер должен был собрать всего 60 подписей, в то время как для участия в выборах в МГД необходимо собрать порядка 5-6 тысяч. Причем даже в случае удачного сбора перед политиком встает еще одна проблема – верификация этих самих подписей в Избиркоме, который очень часто их намеренно бракует, а суд встает на сторону чиновников.
С такими же формулировками выступил и Леонид Волков – доверенное лицо Алексея Навального. Оппозиционер подчеркнул, что 3% подписей от числа зарегистрированных избирателей – это заградительный барьер, который тяжело преодолеть. В качестве примера политик привел собственный опыт подачи заявки, когда принесенные им подписи избирателей были забракованы с формулировкой: «Мы считаем, что эти подписи нарисованы». Он также считает, что самой демократической процедурой на подобных выборах будет введение избирательного залога.