Власти Москвы продолжают вкладывать много сил и средств в восстановление старинных московских усадеб и других исторических зданий, находящихся на территории столицы. В ближайших планах — в течение двух недель завершить реставрацию фасадов усадьбы Прохоровых-Хлудовых в Подсосенском переулке.
Это историческое здание, построенное в конце XVIII века, является образцом классической московской купеческой усадьбы, коими славилась столица вплоть до революции.
Главное здание усадьбы представляет собой двухэтажный каменный дом с мезонином и цокольным этажом, рассказала агентству «Москва» историк, специалист по истории московских усадеб Ольга Левитина.
«Участок, судя по найденным документам, начал застраиваться в самом начале XIX века его владельцем — московским купцом Алексеем Патепаловым, — продолжила собеседница агентства. — Во время Отечественной войны 1812 года дом сильно пострадал в пожаре и был кое-как восстановлен. Именно тогда к усадьбе пристроили флигели».
В конце 1860-х годов усадьбу купила Прасковья Хлудова — старшая дочь известного купца Герасима Хлудова, продолжила свой рассказ историк.
«Мужем Прасковьи был знаменитый фабрикант Константин Прохоров, семье которого принадлежала знаменитая «Трехгорка» — Трехгорная мануфактура», — напомнила историк.
Богатая и просвещенная владелица сразу начала перестаивать усадьбу и занималась этим почти всю жизнь, рассказала Левитина. Многое из того, что Прохорова-Хлудова сделала в своей усадьбе, сохранилось для наших дней.
«Именно при Прасковье Герасимовне первый этаж получил декоративную облицовку (она называется рустовкой), а центральный ризалит (выступ) был подчеркнут изысканным фронтоном. Тогда же окна в центральной части здания были обрамлены небольшими карнизами-сандриками, украшенными лепными гирляндами», — рассказала она.
Постепенно усадьба разрасталась, обрастала службами, а в дворовом корпусе появился удобный второй этаж.
«Сама Прасковья Герасимовна, унаследовавшая вместе с сестрами отцовскую мануфактуру и рано овдовевшая, активно занималась благотворительностью, — рассказала Левитина. — На средства от мануфактуры она строила больницы и дома призрения, причем все эти здания не только были удобными и содержались (на ее деньги) в отличном состоянии, но и были построены известными архитекторами».
В память рано умершей дочери Прасковья Прохорова построила бесплатное ремесленное училище для девушек, а также дом с бесплатными квартирами для бедных.
Сын Прасковьи — Николай Прохоров — жил в родительской усадьбе до самой революции.
В советское время об усадьбе Прохоровых-Хлудовых особо не заботились, и она пришла в упадок. Первый капитальный ремонт затеяли только 1997 году, однако вместе с реставрацией часть исторических построек поверглась серьезной перестройке. Сейчас в зданиях усадьбы располагается банк.
«В ходе нынешних работ по реставрации усадьбы Прохоровых-Хлудовых фасады здания были очищены от загрязнений и перекрашены в соответствии с колористическим паспортом здания, — рассказал журналистам глава департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов. — Также в ходе реставрации были воссозданы утраченные декоративные элементы, отремонтированы и частично заменены отливы».
На очереди — ремонт и реставрация кровли, цоколя и крыльца, рассказал руководитель департамента культурного наследия столицы.
«После реставрации фасады зданий покроют специальным защитным раствором, который будет защищать усадьбу от осадков, ветра и перепадов температуры», — рассказал Алексей Емельянов, подчеркнув, что восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы столичного департамента культурного наследия.
Кстати, несмотря не все послереволюционные перипетии, в историческом здании сохранились элементы старинного убранства, в том числе лепнина на потолках и стенах, наборный паркет, плафоны светильников, а также угловые кафельные печи. Нынешние владельцы здания стараются все это тщательно сберегать.