Привычный всем облик столицы России формировался до 80-х, когда строительный бум уже пошел на спад. Песня «Лучший город Земли» Муслима Магомаева уже утратила былую популярность, в стране появились предприниматели, и постепенно на улицах тут и там стала виднеться реклама. С распадом Советского Союза появилось рекламное нашествие: радио, телевизор, витрины, доски объявлений, вывески – везде предлагались товары и услуги.
Кричащие заголовки, цветастый китч, заманивающее «аудионасилие» над прохожими – все это было ярким признаком новой эпохи, буйством российской индивидуальности под влиянием Запада. Только после перенасыщения всей рекламой стало понятно, что надо в Москве что-то менять.
Правила и стандарты для вывесок
Только после перенасыщения рекламой в девяностых и нулевых москвичи стали понимать, что из-за обилия этих ярких и цветных вывесок и надписей они перестали видеть свой город. Вместо красот архитектуры – нагромождения из названий кафе, салонов связи и парикмахерских. У Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы появилась задача – исправить текущее положение, вернуть горожанам их город, сделать так, чтобы на фотокарточках туристов была красивая архитектура, а не пласты уличной рекламы. Вместе с промдизайнерами специальная комиссия разработала свод правил, которые касались вывесок магазинов и салонов – дизайн-код.
Стоит отметить, что эти единые стандарты для оформления были большим новшеством для столицы. Какие-то отдельные правила существовали, но создание единой концепции для городских властей стало неизведанным опытом. И, самое главное, опытом удачным. Визуальный шум «требовал» упорядочивания, а улицы должны были стать приятными для пребывания. Увы, но долгое время отношение к благоустройству и какому-либо надзору над качеством было вторичным, отсюда и пониженный комфорт. К счастью, все это в прошлом.
Есть проблема, есть решение
Специалисты в рекламном многообразии смогли обозначить несколько ключевых моментов. Среди проблем они выделили:
1. Полное игнорирование архитектуры здания при создании вывески.
2. Повальное и зачастую неуместное использование ярких декоративных панелей, которые перекрывают исторические фасады. Сюда же можно отнести и вывески с цветной подложкой.
3. Размеры и состав (иногда используется баннерная ткань) вывесок порой выходят за рамки разумного.
4. Многочисленные яркие вывески и заклеенные витрины.
5. Надстройки, сделанные не архитектором здания.
6. Немытые стекла и грязь на вывесках.
Первый шаг по исправлению критического состояния городских пространств – распоряжение мэра Москвы Сергея Собянина о ликвидации перетяжек между домами. Улицы сразу преобразились, при этом среди горожан это вызвало неподдельный интерес, все давали только положительные оценки инициативе. А далее были установлены первые правила, например, размещение вывесок только между первым и вторым этажами зданий, построенных до 1952-го года.
Постепенно дизайн-код обрастал новыми правилами, но эксперты были однозначны в выводе о применении их не в «слепом» режиме, а только при рассматривании каждого случая отдельно. Иногда ведь вывеска может немного отходить от установленных правил, однако в контексте соседних зданий или объектов именно в таком состоянии она кажется наиболее уместной.
Было – стало
Вскоре москвичи и гости Москвы увидели разительные изменения. Например, со Старого Арбата полностью исчезла реклама. Яркие вывески стали поскромнее или вовсе демонтировались, размеры их тоже уменьшились. Также владельцев компаний попросили снять декоративные панели. Помимо работы с рекламными объектами затронуто и общее благоустройство. Полностью обновлены скамейки и фонари, старинная улица Москвы реконструирована.
На Тверской площади теперь тоже сложно увидеть рекламу. Также проведено благоустройство, прекратила существование парковка у монумента Юрию Долгорукому, увеличено число радующей глаз зелени. Теперь фотографии горожан и туристов с этого места стали ярче и сочнее.
Примечательно, что опыт Москвы был изучен другими городами. А в некоторых уже началась работа по избавлению от рекламы и благоустройству. Дизайн-код появился и в Саратове, в котором улицы были разделены на две группы – типовая и историческая. И для каждой из них разработаны свои правила. В частности, вывески не могут закрывать более трети фасадов, а для размещения рекламы определены конкретные места на стенах зданий.
Такие решения – это не только красота и имидж города. Увеличение архитектурной ценности позволяет увеличить приток пешеходов и, как следствие, посетителей кафе, расположенных на этих улицах. Также это полезно и для поддержки малого бизнеса. В условиях рекламного безумия выигрывают обычно крупные компании, обладающие большими ресурсами. Пробиться компаниям поменьше становится практически невозможно. В Москве теперь с этим все в порядке.