Московские правоохранители смогли задержать 42 разыскиваемых преступника при помощи новой системы опознания лиц. Ноу-хау разработано «Сбербанком» и VisionLab.
По информации заместителя председателя правления «Сбербанка» Станислава Кузнецова, которую он озвучил на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), разработчики достигли существенного прогресса в распознании лиц и голоса предполагаемых преступников.
Комплекс тестировали на 4 станциях московского метро совместно с органами внутренних дел. По словам представителя «Сбербанка», в программу были загружены около 50 тысяч изображений граждан, находящихся в федеральном розыске. Отмечено, что большинство фото были плохого качества, но система обнаружила 42 совпадения на 4 станциях метро за месяц. Опознанные люди были задержаны, подозрения подтвердились.
Сооснователь Ассоциации клиентской лояльности и клиентоцентричности (КЛИК) Елена Наумчик отметила, что эксперименты по внедрению аналогичных систем проводятся более 10 лет, причем не только государственными структурами, но и коммерческими.
«Системы могут контролировать сразу большой поток людей и предотвращать террористические акты, например, по алгоритму сочетания нетипичных движений в толпе и экспресс-анализу активности человека в социальных сетях. Можно изучать поведение людей — маршруты перемещения, интересы, контакты, покупки и т.д. Сочетание системы распознавания лиц с базами данных программ лояльности может позволять ритейлерам создавать персонализированные сервисные алгоритмы и маркетинговые предложения в оффлайновых магазинах, управлять рекламой», — заявила Наумчик в интервью «Москве.ру».
Аналитики уверены, что такие программно-аппаратные комплексы в ближайшем будущем будут востребованы, особенно для обеспечения охраны общественного порядка в местах массового скопления людей и на объектах транспортной инфраструктуры. Сообщается, что интерес к продукту проявили 15 стран.
Самые яркие примеры использования подобных технологиийможно обнаружить в Китае. По словам экспертов, там внедряется система социального рейтинга, позволяющая предоставлять и ограничивать людям различные возможности: кредитование, поездки, обучение и т.д. исходя из их полезности и репутации.
«В сети можно найти завораживающие кадры с мониторов полиции Китая — все люди и автомобили, попадающие в объектив уличных камер, снабжены раскрывающимися ярлычками с подробной информацией. Можно в режиме реального времени видеть, кто проехал или прошел мимо, чем этот человек может быть интересен полиции», сообщила в интервью Елена Наумчик.
По ее информации, коммерческие компании стараются не анонсировать применение данной технологии и ее результаты, так как опасаются негативной реакции своих клиентов. Однако, она отметила, что известно о применении системы распознавания лиц российскими банками. А один из иностранных лидеров сектора розничной торговли в 2012 году запатентовал систему, которая может не только распознавать лица, но и анализировать эмоции покупателей. В нашей стране также разработан SMILE индекс, позволяющий оценивать удовлетворенность клиента с помощью распознавания эмоций. Технологии распознавания биометрических данных и их анализа данными дает слишком много возможностей и соблазнов, чтобы от нее отказываться, заключила Наумчик.