Новое «окно в Европу»: в Москве состоялось открытие Международного кинофестиваля

Источник фото: pxhere.com

Сегодня, 19 апреля, состоялась торжественная церемония открытия юбилейного Московского международного кинофестиваля. В этом году столица России примет уже 40-й по счету ММКФ, на котором будут представлены лучшие кинокартины мира.

Несмотря на круглую дату, некоторые эксперты настороженно говорили на тему программы ММКФ. Традиционно он проходит в июне, однако в этом году в связи с предстоящим Чемпионатом мира по футболу было принято решение провести фестиваль на два месяца раньше, что, вероятно, лишило организаторов возможности включить в программу некоторые картины.

Однако, как рассказал в беседе с корреспондентом «Москва.ру» известный кинокритик, обозреватель «Газеты.ру» и Business FM Егор Москвитин, все опасения оказались напрасными, и в этом году ММКФ порадует зрителей целой россыпью первоклассных картин.

«Про основную программу, в которую в этом году включены 16 картин, лично мне сложно говорить в полной мере, потому что пока из всех фильмов, которые представлены, я сумел посмотреть лишь два. Однако даже они очень и очень любопытные.

Один из них показывали на кинофестивале Sandens в США. Я говорю о картине «Офелия» женщины-режиссера Клер МакКарти. Очень оригинальный, необычный, яркий фильм. Это такая современная феминистская инверсия шекспировского «Гамлета», исходящая из предпосылки, что именно Офелия является ключевым действующим лицом. В картине снялись Наоми Уоттс, Клайв Оуэн, Дэйзи Ридли. Хотя, в общем-то, есть ощущение, что этот фильм очень неровный и, скорее, эпатажный, нежели содержательный. Тем не менее, он в духе времени, поэтому его показали в Америке и теперь привезли и в Россию.

Второй фильм, который мне уже удалось посмотреть, – это «Царь-птица» Эдуарда Новикова. И я хочу сказать, что это очень важное событие. Фильм якутский, он идет на якутском языке с русскими субтитрами. И еще год назад у картин, снятых в Якутии, возникали проблемы с приемом на российских фестивалях именно из-за того, что они сняты на национальном языке. В этот раз такой проблемы нет. Поэтому мы все можем насладиться трогательной и мудрой притчей о двух стариках, которые доживают свой век, пытаясь сохранить внутреннюю чистоту в условиях, когда все вокруг меняется. Действие происходит в тридцатые годы XX века, вокруг орудуют красноармейцы, а эти старые якуты стараются жить сообразно своему укладу. Кино очень трогательное, и я настоятельно рекомендую его к просмотру», – рассказал кинокритик.

«Царь-птица» – не единственная картина российского производства, которая будет представлена на ММКФ. Помимо работы Эдуарда Новикова в рамках основной программы фестиваля покажут также ленту выпускницы ВГИКа Ян Гэ «Ню» и новый фильм Александра Котта «Спитак». Вообще же, как отмечает Егор Москвитин, XL ММКФ вполне может стать своеобразным триумфом кинорежиссеров из стран СНГ. Помимо России свои работы на фестиваль отправили представители Казахстана, Латвии, Узбекистана, Беларуси, Армении, Украины, Литвы и Эстонии.

«Безусловно, очень интересно будет посмотреть «Стойкость» Рашида Маликова. Это фильм из Средней Азии, рассказывающий, если я правильно понимаю, о любовном треугольнике на русской военной базе. Конечно же, стоит отметить и «Спитак» российского режиссера Александра Котта. Этот фильм обещает быть зрелищем очень трогательным и эмоциональным. Если вспомнить его прошлые фильмы, то он всегда очень удачно балансировал на грани артхауса и понятного массового кино. Также прямиком из Берлина приезжает картина «Профайл» Тимура Бекмамбетова. Это skype-триллер про американскую журналистку, которая пытается вывести на чистую воду вербовщика «Исламского государства», но влюбляется в него. Нетрудно догадаться, фильм очень актуален здесь и сейчас», – отмечает эксперт.

Как и любой серьезный кинофестиваль, ММКФ выполняет и так называемую просветительскую функцию. А именно дарит возможность российским зрителям увидеть самые интересные и актуальные на Западе картины, собранные в буквальном смысле со всех уголков планеты. Многие кинокритики отмечают, что специальные программы фестиваля нередко превышают по популярности даже его основную часть. И это абсолютно закономерно. Некоторые из представленных картин в России, возможно, больше не удастся посмотреть нигде.

«Основная прелесть ММКФ заключается в том, что он пытается быть этаким фестивалем фестивалей. То есть вобрать в себя все лучшее, что показывали в этом году уже в Берлине или том же «Санденсе». И у ММКФ это, в принципе, очень хорошо получается. Например, фильм «Лицо» полячки Малгожаты Шумовской – очень трогательная и смешная история о парне, который строит самую большую в Европе статую Иисуса, падает с нее, чудом остается жив. Но при этом его симпатичное лицо оказывается обезображенным, и он как-то пытается заново начать жить. Несмотря на весьма трагический сюжет, картина забавная, веселая, трогательная и романтичная.

Отдельно хотелось бы отметить совершенно эпатажный немецкий фильм «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» Филипа Гренинга. В этой почти трехчасовой ленте пересказываются все основные течения немецкой философской мысли. При этом кажется, что фильм провокационный, потому что в нем имеются кровавые, сексуальные сцены, совершенно немыслимые в наших нынешних условиях жесткого проката. Также в программу фестиваля включена норвежская лента «Утейа, 22 июля» про страшный теракт, совершенный Андерсом Брейвиком. Будет показан, наконец, фильм парагвайского режиссера Марсело Мартинесси «Наследницы». Эта картина представляет собой лесбийскую драму про пожилых латиноамериканок. Иными словам, ММКФ сейчас выполняет функцию «окна в Европу», то есть фестиваля, где можно довольно легко пробраться на киноленты, ради которых люди ездят в Северную Америку или Европу. Так что фестиваль обещает быть насыщенным, за что его организаторам можно сказать лишь огромное спасибо», – рассказывает Егор Москвитин.

XL Московский международный кинофестиваль продлится до 26 апреля. Всего за время работы на фестивале будет представлено свыше 200 картин. Первый показ запланирован на пятницу, 20 апреля. Смотр откроет лента итальянского режиссера Ферзана Озпетека «Неаполь под пеленой».