Полкило «Воли», 300 грамм «Чапаева»: история страны в фантиках - Москва.ру

Полкило «Воли», 300 грамм «Чапаева»: история страны в фантиках

МОСКВА, 9 апреля — Москва.Ру, Анна Михайлова. Кто придумал «Киндер-сюрприз», о чем люди узнавали из оберток, какие конфеты оформлял Маяковский — об этом и многом другом рассказывает выставка «Кондитерский пиар или история XX века в фантиках», которая на этой неделе открылась в музее-усадьбе «Измайлово». Сегодня упаковка от конфет не представляет никакой ценности и отправляется прямиком в мусор. Однако сто лет назад это был важный исторический документ и источник новостей.

Еще в царские годы конфетные обертки были средством информирования и рекламы. За неимением радио и телевидения люди узнавали о важных событиях, рассматривая фантики во время чаепития. Первые конфетные обертки были посвящены отмене крепостного права. Им дали соответствующие названия — «Воля» и «Реформа».

Выставка «Кондитерский пиар».

К столетию войны 1812 года появились конфеты «Наполеон», «Бисмарк», «Бой батареи Раевского». Мало кто знает, что и легендарное печенье «Юбилейное» было выпущено к 300-летию дома Романовых, а не к юбилею вождя или революции, как потом утверждали большевики. Выставка развенчивает и другой кондитерский миф: популярное во всем мире шоколадное яйцо «Киндер-сюрприз» на самом деле придумали на фабрике «шоколадного короля» Алексея Абрикосова — нынешнем концерне «Бабаевский». К сожалению, продукт не был запатентован, поэтому сегодня на российских прилавках засилье импортных яиц.

Фантики использовались и для поднятия патриотического духа в Первую мировую, когда на прилавках появилась карамель «Геройская» с изображением донского казака Козьмы Крючкова. Этот герой войны получил в бою 16 ранений штыком, в одиночку убил 11 немецких солдат и вырвался из окружения, после чего к нему в госпиталь выстроилась очередь из поклонниц. Барышни мечтали взять у Козьмы автограф или сделать фото на память. «Карамельная» популярность Крючкова была столь велика, что многие не верили в то, что он действительно существует. Из реального человека он вскоре превратился в легенду национального масштаба.

Выставка «Кондитерский пиар».

С началом 1920-х годов конфеты стали использовать для агитации. На обертках изображались портреты революционных деятелей, фрагменты ключевых событий Гражданской войны и стихи коммунистических поэтов. Так, на выставке можно увидеть уникальные этикетки, разработанные Александром Родченко и Владимиром Маяковским.

Например, обертка карамели «Наша индустрия» была украшена призывами: «Крестьянскому характеру пора привыкнуть к трактору. Не перевернуть земли сухой доисторической сохой». Или: «Пароход хорош, идет к берегу. Покорит наша рожь всю Америку». На фантике другой «революционной» карамельки — «Красноармейская звезда» — вместе с портретом Маяковского были напечатаны его строки: «Шел Юденич на Красный Питер, да о штыки бока повытер».

Выставка «Кондитерский пиар».

Изображения литераторов вообще были популярны среди кондитерских дизайнеров. В разное время на прилавках появлялись конфеты «Толстой», «Гоголь», чуть позже к классикам присоединился «Маркс». Обертки служили не только для народного просвещения, но и в целях рекламы. Так, в 1934 году к выходу фильма «Чапаев» был приурочен выпуск одноименной карамели. В основу дизайна этикетки лег эскиз афиши кинокартины. Услышать в магазине фразу «Мне полкило Чапаева и 300 граммов Маркса» было обычным делом.

Кондитерские фабрики соревновались в оригинальности не только в оформлении обертки, но и внутренности упаковки. В банки с печеньями и другими сладостями, например, помещали вкладыши, которые использовали как почтовые открытки. К каждой важной дате выпускались особые, памятные фантики. Чаще всего это было связано с годовщиной революции. Последняя «юбилейная» шоколадка, приуроченная к этой дате, была выпущена в 1987 году.

Сегодня интерес к фантикам проявляют не только музеи упаковок, которых с каждым годом в мире открывается все больше, но и пользователи интернета. В соцсетях появляются аккаунты, посвященные советскому дизайну, в том числе кондитерским изделиям. Помимо чисто  исторического значения, эти изображения могут стать прикладным материалом для современных маркетологов, рекламщиков, дизайнеров и даже журналистов.

Рейтинг
Москва.ру