Мединский считает необходимым глубоко изучать причины революции 1917 года - Москва.ру

Мединский считает необходимым глубоко изучать причины революции 1917 года

МОСКВА, 18 фев — Москва.Ру. России необходимо глубоко изучать причины революции 1917 года и извлечь урок из этих событий, заявил министр культуры РФ Владимир Мединский в субботу на конференции «Уроки истории».

«Сегодня необходимо глубоко изучать причины исторического срыва 17 года, не стремиться ни демонизировать, ни идеализировать революцию, она случилась 100 лет назад, в прошлом, его не изменить. Мы должны извлекать из этого уроки», — сказал министр.

По его словам, главный урок заключается в том, что 100 лет назад трагедией для России стало нежелание умных, образованных, ярких, талантливых людей, представляющих разные политические силы, подчинить свои частные интересы интересам России и вместе работать на благо страны, решая очевидные, системные и «не такие уж страшные проблемы».

«В результате общественный диалог был подменен резней, кровопролитием, гражданской войной, не решившей ни одну из проблем, после чего все те же самые проблемы опять пришлось решать заново уже в экстремальных условиях, потеряв миллионы лучших людей, ценой страшных жертв», — подчеркнул министр.

Начало революции. Февраль.

Агитационные газеты того времени — инструмент коммуникации, столь же сильный, как современные социальные сети. Одновременно объяснить тысячам людей, что происходит, как это понимать и что надо делать — дорогого стоило в смутные февральские дни 1917 года.

Вооруженные люди в стране к началу 1917 года были в избытке. Прежде всего, это военные, возвращающиеся с фронтов Первой мировой войны: раненые, командированные, даже дезертиры. Но лишь с началом революции в городах стало по-настоящему опасно.

В третий раз за всю историю Санкт-Петербурга — Петрограда в городе начались перестрелки. Первый раз был в 1825 году (восстание декабристов), второй — в 1905.

Февральская революция на короткое время соединила тех, кто будет истреблять друг друга уже в конце года: солидных господ – активистов либеральных партий – и революционных матросов, будущее силовое ядро большевиков и эсеров.

Быть офицером или полицейским в 1917 году — не лучший жребий. Их арестовывали бывшие подчиненные просто по факту руководящей должности. Некоторым удалось скрыться, кого-то выпустили после недолгого заключения, но многие погибли. Это были первые в истории России массовые репрессии по признаку занимаемой должности: революционная «традиция», подсмотренная во Франции.

Сожжение государственных символов у Аничкова дворца в Петрограде во время Февральской революции. Тогда многим казалось: насилие скоро закончится. Но оно только начиналось.

Полицейские не собирались сдаваться: революция даже в феврале 1917 года не получилась бескровной. И уже тогда уличные бои в Петрограде напугали многих. Начался великий исход благополучных людей из столицы: бежали все, кто мог — в Крым, в деревню, а лучше всего за границу.

Городовые царской России — заслуженные люди зрелого возраста, чаще всего с боевым опытом и наградами. Это не спасало их от унижения и репрессий.

Распропагандированные солдаты — главная движущая сила революции в первые месяцы 1917 года. Их было много, они не боялись ничего и никого — даже пуль. Они хотели мира и свободы — так, как это понимали.

Вторая мощная сила революции — рабочие. На фото: колонны рабочих фабрики Фаберже и солдат 2-го Московского запасного полка. Лозунги простые: прежде всего 8-часовой рабочий день (по тем временам — невиданный прогресс, законодательного ограничения рабочего дня до 8 часов еще не было ни в одной стране мира).

Для деревни новость о том, что царя больше нет и не будет, была как неожиданной, так и желанной. Надежды были, прежде всего, на бесплатный и справедливый раздел земельных ресурсов.

Тем временем в Петрограде продолжались волнения, строились баррикады. Стало окончательно понятно, что легкой и плавной смены строя не получится. Столицу лихорадило.

Проще всего оказалось уничтожить символику монархии. Этот момент попал даже на фотографию — а значит, он тогда казался ключевым. Возможно, фотографу — и уж точно солдату, зависшему над вывеской — хотелось надеяться, что это и будет решающий бой за светлое будущее.

Очереди за продовольствием — с которых и начались беспорядки в Питере — не прекращались. Хотя бы потому что трудности с поставками никто не решил, а из-за революции они лишь усугубились. Очереди станут приметой нашей страны на протяжении почти всего ХХ века.

Временный комитет Государственной думы 1917 года, сформированный Советом старейшин четвертой Государственной думы по поручению частного совещания её членов, 27 февраля (12 марта) в Петрограде в день победы Февральской буржуазно-демократической революции в России.Первый ряд (сидят): Г.Е. Львов, В.А. Ржевский, С.И. Шидловский, М.В. Родзянко; второй ряд (стоят) В.В. Шульгин, И.И. Дмитрюков, Б.А. Энгельгардт, А.Ф. Керенский, М.А. Караулов.

Впервые в городских условиях «протестированы» боевые машины — броневики. Оказалось, что неуязвимая для стрелкового оружия машина с пулеметами — универсальное оружие для революции или ее подавления.

В Таврическом дворце в 1917 году начала заседать не только Дума, но и Совет: Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. В течение нескольких месяцев социал-демократические партии смогли создать параллельную структура власти — Советы — и получить над ними контроль. Революция октября 1917 года была предрешена.

Рейтинг
Москва.ру