Два художника – один «диагноз»: в Москве открылась выставка Гойи и Дали - Москва.ру

Два художника – один «диагноз»: в Москве открылась выставка Гойи и Дали

Анна Михайлова, МИА «Москва.Ру»

Пушкинский музей на Волхонке показывает сразу двух великих испанских художников. Выставка «»Капричос». Гойя и Дали» — это своеобразный диалог, который живописцы ведут с разницей в 180 лет. Именно столько разделяет создание двух серий офортов. Уже накануне открытия экспозиции музей сообщил, что ждет очередей; продажи билетов ведутся и в интернете, и в кассах.

Сакральные имена.

Посетитель на выставке «Капричос. Гойя и Дали» в ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве .

Рядом с Греческим залом ГМИИ им. Пушкина на несколько месяцев ожила Испания XVIII века. Придворный живописец короля Карла IV Гойя создал свои знаменитые «Капричос», когда был уже тяжело болен. Объявление о продаже «серии офортов на причудливые сюжеты, сочиненные и гравированные Доном Франсиско Гойей» появилось в мадридской газете в феврале 1799 года. Продавались они, как ни странно, в парфюмерной лавке. За 80 эстампов художник планировал выручить 320 реалов.

Однако сатирические картинки, высмеивающие политический, социальный и религиозный строй Испании, возмутили святую инквизицию. По решению суда листы изъяли из продажи через четыре дня. Гойе пришлось официально извиниться перед королем и передать ему оригинальные офорты вместе с рукописными комментариями к ним. Больше при жизни художника «Капричос» не печатались.

Зато в Пушкинском их показывали неоднократно. По словам директора музея Марины Лошак, это одна из самых востребованных графических серий в коллекции ГМИИ. Однако впервые зрители смогут увидеть офорты Гойи в тандеме с работами другого великого испанца — Сальвадора Дали.

Посетители на выставке «Капричос. Гойя и Дали» в ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве .

«Ожидания нашей публики, нашего зрителя, который уже на протяжении выходных пытался рваться в эти двери, видя название выставки, очевидны, — отмечает Лошак. — В пару собрались два художника, имена которых абсолютно сакральны для русского уха. Любовь к этому жанру фантазии, к которому относятся «Капричос», живет в нас».

Параллельные миры.

Хотя в переводе с испанского «капричос» означает причуды или фантазии, офорты Гойи вызывают эмоции, далекие от игривых. В этих работах выражена вся горечь разочарования, которую художник испытывал, наблюдая за жестокостью инквизиции, коррумпированностью власти и падением нравов.

Каждый рисунок Гойя сопровождал обличительным комментарием: «Мир так устроен. Люди неустанно мучают друг друга. Они, как бык и тореро, всегда противники».

Тексты становятся такими же важными экспонатами выставки, как и сами офорты. Зал будто превращается в книгу, где рисунки выполняют роль иллюстраций.

Показ выставки «Капричос. Гойя и Дали».

Куратор выставки, коллекционер Борис Фридман, считает, произведения Гойи — невероятно современная вещь. «Все высказывания Гойи, сделанные им в 1799 году, актуальны сегодня. Если отвлечься от изображений и просто их прочитать, то такое ощущение, что они написаны сегодня о нас», — отмечает коллекционер.

Борису Фридману Пушкинский обязан второй частью выставки — офортами Сальвадора Дали, которые находятся в его частном собрании. Очевидно, что гений сюрреализма также считал работы великого предшественника актуальными для своего времени. Графический диалог с Гойей Дали затеял спустя 180 лет после создания оригинальных «Капричос».

Фантазии Гойи — причуды Дали.

«Капричос» Гойи Сальвадора Дали «Не ори, дурень», 1977 год .

На первый взгляд, у двух испанцев не так много общего. Особенно в том, что касается художественной манеры. Но настроение офортов показывает, что в момент создания своих «Капричос» оба художника боролись с внутренними демонами, считает Марина Лошак.

«Два автора, которые не случайно вместе, два человека абсолютно разных, но объединенных одним состоянием души. Немножко разные мотивации, но приблизительно один диагноз дал бы любой психотерапевт в тот момент жизни, когда это происходило», — говорит Лошак.

Куратор-хранитель Полина Козлова объясняет, что Дали по-своему переосмысливал «Капричос» Гойи. «Он вводил дополнительных персонажей, раскрашивал, добавлял какие-то смыслы, детали, характерные именно для его творчества».

Потрясения войны оказали влияние на душевное состояние и Гойи, и Дали. Но если первый сопереживает своим персонажам, то второй выражает отношение посредством сарказма. Кажется, что Дали издевается над героями Гойи: из назидательных рисунков он превращает офорты в раскраски с хулиганскими дорисовками.

Рейтинг
Москва.ру