МОСКВА, 20 янв – Москва.Ру. После новогодних праздников театры начинают входить в рабочий ритм и выпускать первые премьеры: поклонников сценического искусства в феврале ждут оперы, драмы и комедии, а также концерты и фестивали.
Большой театр.
Февраль в Большом театре пройдет под знаком музыки Мечислава Вайнберга: 12 февраля ГАБТ представит премьеру его оперы «Идиот», а 19 февраля – Екатеринбургский театр оперы и балета покажет на сцене Большого знаменитую оперу «Пассажирка». Спектакли станут частью масштабного проекта, посвященного творчеству и судьбе Вайнберга.
Вайнберг (1919 – 1996) – автор 22 симфоний, двух балетов, семи опер, а также музыки к фильму «Летят журавли» и мультфильму «Винни Пух». Однако его имя не было очень известно: композитор много и плодотворно работал, но в основном «в стол». Объяснение этому есть в самой биографии Вайнберга: бегство от нацистов в Советский Союз, дружба с «подозрительным» Шостаковичем, женитьба на дочери Михоэлса, почти чудесное спасение от ГУЛАГа в связи с «Делом врачей».
«Идиот» — последняя опера Вайнберга, которую он создал по мотивам одноименного романа Достоевского в 1986 году. Мировая премьера произведения в его оригинальном виде состоялась уже после смерти композитора в Национальном театре Мангейма в 2013 году и стала сенсацией. В России в прошлом году премьера прошла в Мариинском театре.
Автор либретто – Александр Медведев, с которым композитор сотрудничал в создании своей знаменитой «Пассажирки». Дирижер – Михал Клауза, режиссер – Евгений Арье, сценограф – Семен Пастух. Главные партии репетируют Богдан Волков и Станислав Мостовой (Мышкин), Мария Лобанова, Екатерина Морозова и Анна Нечаева (Настасья Филипповна).
Оперу «Пассажирка» покажет на Новой сцене Большого театра Екатеринбургский театр оперы и балета, который осуществил первую в России сценическую версию произведения. Премьера состоялась 15 сентября 2016 года. Эта опера – об Освенциме, о людях, которые стали «маленькими винтиками» в беспощадной «фабрике смерти», о преступлении и возмездии, которые не имеют срока давности.
«Не устаю восхищаться оперой «Пассажирка» Вайнберга. Трижды слушал ее, изучал партитуру и с каждым разом все глубже постигал красоту и величие этой музыки. Мастерское, совершенное по стилю и форме произведение», — писал Шостакович.
Композитор создал оперу по повести польской писательницы Зофьи Посмыш. В создании постановки в Екатеринбургском театре участвовали дирижер Оливер фон Донаньи, режиссер Тадеуш Штрасбергер, художник Матти Ульрих.
Мариинский театр.
В Мариинском театре в феврале состоится ряд премьер одноактных опер и Международный хоровой фестиваль. Откроет парад премьер 5 февраля одноактная опера Бенджамина Бриттена «Маленький трубочист» в исполнении солистов Академии молодых оперных певцов Мариинки под руководством Ларисы Гергиевой.
В Мариинском-2 9 февраля состоится премьера одноактной оперы Рихарда Штрауса «Саломея» по одноименной пьесе Оскара Уайльда в немецком переводе Хедвиг Лахман. Постановку осуществляет лауреат «Золотой Маски» Марат Гацалов. Вместе с режиссером над спектаклем работают сценарист Моника Пормале, художники по костюмам Роландс Петеркопс и Марите Мастина-Петеркопа. За дирижерским пультом Симфонического оркестра Мариинского театра — маэстро Валерий Гергиев.
А с 20 по 26 февраля во второй раз в Мариинском театре пройдет Международный хоровой фестиваль «Поющая масленица». В этом году певческий форум познакомит зрителей с хоровыми коллективами из Германии, Норвегии, Польши, России, а в камерных залах Мариинского-2 выступят детские и молодежные хоры.
Особенное событие фестиваля намечено на 23 февраля: в этот день в полусценическом исполнении прозвучит детская опера Ганса Красы «Брундибар». Постановка пройдет при участии Детского хора ТВ и радио Санкт-Петербурга, а также детского хора, участники которого будут определены по результатам конкурса Мариинского театра среди юных вокалистов.
Театр имени Маяковского.
Первой премьерой года станет в «Маяковке» спектакль «Изгнание». Это третья – после «Канта» и «Русского романа» — совместная работа худрука театра Миндаугаса Карбаускиса, драматурга Марюса Ивашкявичюса и художника Сергея Бархина. Если героями первых работ были знаменитости – философ Кант и семья Льва Толстого, то в «Изгнании» — это литовские мигранты, приехавшие в Лондон в поисках лучшей жизни. Работая над пьесой, драматург много времени провел на рабочих окраинах британской столицы.
«У мигрантов есть такое странное чувство, как будто они ментально где-то в воздухе: уже ушли из своего общества и, возвращаясь в Литву, не знают новых правил этой страны. Но в то же время и в Лондоне они оказались чужими. Это можно назвать своеобразным «потерянным поколением…» — считает автор пьесы.
Премьера состоится 3 и 4 февраля на Сцене на Сретенке. Главного героя Бена играет артист Вячеслав Ковалев.
Театр имени Пушкина.
Московский театр им. Пушкина чествует свою ведущую актрису Веру Алентову, к чьему юбилею приурочена премьера «Апельсины & лимоны» по пьесе Ноэла Кауарда «Сенная лихорадка» в постановке худрука театра, известного режиссера Евгения Писарева.
Писарев выбрал для постановки название, о которого когда-то отказался сам автор. «Сенная лихорадка» — это классическая английская пьеса, написанная одним из самых востребованных англоязычных драматургов в 1925 году. Она сразу имела оглушительный успех в Лондоне и до сих пор является популярной. По опыту мировых постановок пьесы, в спектакле всегда играет именитая звезда, которая не боится ассоциаций с собственной судьбой и привносит в этот образ свой личный опыт.
В московской постановке, премьера которой запланирована на 9-10 февраля, главную роль актрисы Джудит Блисс играет Вера Алентова. Ее героиня покинула сцену, но никак не может привыкнуть к тихому загородному существованию. Уйдя из театра, она теперь превращает в театр свою собственную жизнь.
«Это любопытная очень пьеса Кауарда, я ее видел в Лондоне, и заглавную роль там исполняла Джуди Дэнч. Такая актриса не выберет плохую пьесу для своего бенефиса, подумал я и предложил этот материал Вере Валентиновне Алентовой, а она с радостью согласилась», — рассказал Москва.Ру Писарев.
Вахтанговский театр.
Вахтанговский театр, который на некоторое время «покинул» его лидер – Римас Туминас (он начал работу в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко над постановкой оперы-оратории «Царь Эдип» Стравинского) будет в феврале принимать именитых гостей.
По приглашению Туминаса в театр приезжают известнейшие итальянские артисты: Адриана Асти, Джорджио Феррара и Джованни Криппа, которые 10 и 11 февраля представят спектакль «Пляска смерти» по одноименной пьесе Августа Стриндберга в постановке знаменитого итальянского актера и режиссера Луки Ронкони.
Актеры разыграют трагикомедию из семейной жизни — гротескной и в то же время очень реальной. «Пляска смерти» в постановке Ронкони с первой же премьеры была принята с восторгом зрителями и театральной критикой. Творческая команда со своим легендарным спектаклем уже побывала в Риме, Париже, на фестивале в Сполето, и вот впервые приезжает в Россию.
СТИ и МХТ имени Чехова.
Долгожданную премьеру «Мастера и Маргариты» Булгакова в постановке художественного руководителя Студии театрального искусства (СТИ), известного режиссера и педагога Сергея Женовача, которая состоится в последние дни января, можно будет также посмотреть 1, 11, 17, 25 февраля.
Жанр спектакля определен режиссером как «шизофрения с антрактом». Сообщается, что в работе над постановкой в СТИ участвует специалист по черной магии. Также в спектакле занята почти вся труппа театра, включая Алексея Верткова и Ивана Янковского.
«У нас уже есть два спектакля по Чехову, два – по Достоевскому. Хочется продолжить погружение и в Булгакова. Мы будем работать над своей сценической версией сложнейшего и интереснейшего романа «Мастер и Маргарита». Как и в «Записках покойника», здесь важен мир автора и его персонажей, но, прежде всего, это история любви, которая обычно, к сожалению, уходит на второй план», — поделился своими размышлениями накануне премьеры Женовач.
В МХТ им Чехова свою оригинальную версию знаменитой пьесы Евгения Шварца «Дракон» представит любитель экспериментов, возмутитель театрального спокойствия режиссер Константин Богомолов вместе со своим постоянным соавтором, художником Ларисой Ломакиной.
В аннотации сказано, что постановка, премьера которой назначена на 10 февраля, «Не о власти. Не о любви. Не о деньгах». Обещают, что в спектакле будут лучшие песни, зажигательные танцы, великолепные актеры, в первую очередь сам Олег Табаков вместе с сыном Павлом, а также «невероятная искренность, пугающая откровенность и тончайшая саркастичность».
Малый театр и Мастерская Фоменко.
Первой премьерой на только что открывшейся исторической сцене Малого театра на Театральной площади станет шекспировский «Король Лир». Ставит спектакль, который намереваются выпустить в первой половине февраля, режиссер, известный своими постановками по мировой классике, Антон Яковлев – продолжатель знаменитой театральной династии, сын Юрия Васильевича Яковлева.
«Сложность восприятия этой пьесы в том, что в ней совсем нет надежды, оптимизма во взгляде на суть жизни. Впрочем, это типичный признак жанра. Таковы все великие трагедии. Они будто приговаривают людей, саму человеческую природу. Будто говорят о том, что сама генетика человека саморазрушительна изначально. И, зная историю человечества, с этим сложно спорить. Главный вопрос пьесы – может ли быть выход из этого порочного круга? Кажется, ответ давно есть — в любви и вере. Но, увы, в «Лире» мало кто верит во что-то, кроме права власти и силы. Впрочем, как и сегодня…» — поделился своими размышлениями накануне премьеры Яковлев.
Заглавную роль в спектакле репетирует народный артист России Борис Невзоров. В роли Шута – Глеб Подгородинский. Дочерей Лира сыграют Инна Иванова, Ирина Леонова, Ольга Плешкова.
Намеченная на последний день января премьера спектакля «Амфитрион» по пьесе Мольера, состоится в «Мастерской Петра Фоменко» 2-3 февраля. Для постановки приглашен французский режиссер Кристоф Рок, возглавляющий Театр дю Норд в Лилле.
Режиссер вовсе не склонен считать «Амфитрион» комедией. По его мнению, эта пьеса о границах свободы и иерархии власти. Когда тебя лишают твоей личности, имени, дома, семьи, то ты невольно должен подчиниться. Ты должен либо сойти с ума, либо принять чужое воздействие на свою судьбу. Мольер открывает новый вид страха — страх потери собственной личности.
Роли репетируют: Ксения Кутепова, Полина Кутепова, Карэн Бадалов, Андрей Казаков, Иван Верховых, Владимир Топцов, Рустэм Юскаев, Олег Любимов.
Гоголь-центр и РАМТ — детям.
«Море деревьев» — так называется спектакль, премьера которого состоится на Малой сцене Гоголь-центра 4 и 5 февраля. Эту пьесу специально для театра написала молодой драматург Люба Стрижак, а постановку осуществил артист театра Филипп Авдеев. За музыкальное оформление отвечает музыкант Антон Севидов – солист группы Tesla Boy. Он же исполнит и одну из ролей в спектакле.
Юные герои «Моря деревьев» способны менять обличья: 14-летняя Лора-Лолли в один миг может превратиться в мудрого вождя индейцев, ее ровесник толстяк Антон — стать гостем из средневековой Франции, а социопат 12-ти лет от роду Ларс — оказаться заправским пиратом. В этом прекрасном и яростном мире ковбои соревнуются с индейцами в обычном городском дворе, а встреча с зомби может случиться по дороге из школы. Стихия отчаянной, веселой игры захватывает героев, а заодно, как надеются создатели спектакля, увлечет и юных зрителей.
Российский академический молодежный театр (РАМТ) в феврале продолжит проект «Большая сцена — детям», в рамках которого представит спектакль «Рикки». Режиссер Владимир Богатырев поставил спектакль по пьесе Алексея Германа-старшего и Светланы Кармалиты, в основе которого лежит одна из лучших историй «Книги Джунглей» Редьярда Киплинга — рассказ «Рикки-Тикки —Тави» о бесстрашном мангусте. В сюжет рассказа введены персонажи «Книги Джунглей и стихи Киплинга.
Режиссер создал для спектакля уникальное игровое пространство, в котором бытовые вещи становятся вдруг — благодаря воображению зрителя — джунглями Индии, дынной грядкой или крыльями бабочки. В ролях выступит талантливая молодежь театра.
РНО и БСО.
Российский национальный оркестр (РНО) приглашает на свои февральские концерты в Москве. Выступление РНО в Концертном зале им. Чайковского состоится 7 февраля. Оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Михаила Плетнева продолжает знакомить публику с творчеством самобытного польского композитора конца ХIХ — начала ХХ века Мечислава Карловича.
Прожив всего лишь 33 года, Карлович создал ряд произведений, которые сегодня входят в репертуар ведущих мировых оркестров. В концерте прозвучат симфонические поэмы композитора — «Станислав и Анна Осьвецимы» и «Извечные песни». Исполнение последней станет российской премьерой. Также в программе вечера — Симфония №4 Дмитрия Шостаковича.
В Большом зале Московской консерватории в рамках абонемента «Великие инструментальные концерты» 15 февраля в исполнении РНО и солиста Николая Луганского прозвучит Концерт №1 для фортепиано с оркестром Иоганнеса Брамса, а во втором отделении — Десятая симфония Дмитрия Шостаковича. За дирижерским пультом Михаил Плетнев.
Концерт Большого симфонического оркестра им. Чайковского (БСО) с участием чешского дирижера Леоша Сваровски состоится в Большом зале Московской консерватории 17 февраля. Солист — скрипач Андрей Баранов. В программе вечера — «Фантастическое скерцо» и Фантазия для скрипки с оркестром Йозефа Сука и Седьмая симфония Антонина Дворжака.
27 февраля в БЗК художественный руководитель БСО маэстро Владимир Федосеев представит с оркестром и скрипачом Гайком Казазяном программу «Симфонические танцы». В программе концерта: Рапсодия для скрипки с оркестром «Цыганка», «Болеро» и «Вальс» Мориса Равеля, «Cимфонические танцы» Сергея Рахманинова.
Московская филармония.
В ряду разнообразной и интересной февральской программы филармонии – два особенных вечера
В концертном зале им. Чайковского 4 февраля Владимир Юровский и Госоркестр России им. Светланова представят публике жемчужину оперного репертуара первой половины ХХ века — оперу Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе», которая сочетает в себе классическую мифологию и сатиру, высокую драму и комедию дель арте. «Ариадна на Наксосе», известная своими виртуозными партиями, прозвучит в концертном исполнении, для чего приглашены блестящие солисты из разных стран: сопрано Мелани Динер (Германия) и Ульяна Алексюк, тенор Сергей Скороходов, меццо-сопрано Сеселия Холл (США), баритон сэр Томас Аллен (Великобритания) и другие.
А 19 февраля в концертном зале им. Чайковского выступит легендарный Фрайбургский барочный оркестр, являющийся носителем немецких музыкальных традиций эпохи барокко – артистический директор коллектива Готфрид фон дер Гольц. В программе произведения одного из самых ярких представителем этой эпохи — Иоганна Себастьяна Баха. В концерте примет участие знаменитый бас-баритон, обладатель голоса необычайной красоты и гибкости Маттиас Гёрне (Германия).
Московская консерватория.
Откроет консерватория свой февральский репертуар фестивалем к 230-летию Карла Марии фон Вебера — выдающегося немецкого композитора, критика, исполнителя, литератора, публициста, общественного деятеля начала ХХ века, создателя немецкой романтической оперы. Концерты пройдут во всех залах консерватории с 1 по 6 февраля. В фестивальной программе будет представлено оперное, симфоническое и камерное, в том числе вокальное наследие Вебера, а также сочинения его современников — Мендельсона, Шуберта, Бетховена, Доницетти.
В Рахманиновском зале консерватории 1 февраля будет представлен уникальный мультимедийный проект «Биомеханика 2.0». Это проект Николая Попова и Александра Хубеева, ведущих российских композиторов, работающих в сфере электроакустической музыки и мультимедиа, в рамках которого традиционные инструменты взаимодействуют с различными медиа — электроникой, видео и светом.
Концерт строится на сочетании сольных и ансамблевых пьес, в которых в различных комбинациях принимают участие приглашенные артисты и два ансамбля: «Студия новой музыки», и отмечающий в этом году 40-летний юбилей легендарный Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского.
9 февраля в Большом зале Московской консерватории (БЗК) состоится открытие года Игоря Стравинского в Москве. В этот вечер Концертный симфонический оркестр Московской консерватории под управлением маэстро Владимира Юровского исполнит произведения Стравинского и Римского-Корсакова. В программе: «Погребальная песнь», соч.5 (первое исполнение в Москве) и «Жар-птица», сюита из музыки балета в редакции 1919 года Стравинского. Также на концерте прозвучит «Золотой петушок», сюита по мотивам оперы Римского-Корсакова (составители — Глазунов и Штейнберг).