
МОСКВА, 18 янв — Москва.Ру. Помимо активной работы над совместным проектом ExoMars, Европейское космическое агентство (ЕКA) намерено развивать сотрудничество с Россией по трем проектам по изучению и освоению Луны, сообщил Москва.Ру глава представительства агентства в России Рене Пишель.
«В декабре 2016 года на министерской конференции стран-участниц агентства ЕКА в принципе одобрено решение сотрудничать с Россией в освоении Луны по проектам «Луна-Глоб» (Луна-25), первой миссии «Луна-Ресурс» и ее продолжения — «Луна-Ресурс» с посадочным модулем», — заявил он.
«Луна-25» (другое название — «Луна-Глоб) — первый российский лунный аппарат со времён зонда «Луна-24», запущенного в 1976 году. Последний вариант российской лунной программы предполагает отправку на Луну легкого посадочного зонда «Луна-Глоб» («Луна-25»), главной задачей которого будет отработка технологий посадки. Затем планируется посадка «тяжелого» аппарата «Луна-Ресурс», на котором будет находиться расширенный набор научной аппаратуры, в частности, европейская бурильная установка, а возможно, и мини-луноход.
Как ранее сообщалось, госкорпорация «Роскосмос» планирует потратить на создание посадочного аппарата «Луна-Глоб» для исследований спутника Земли 4,5 миллиарда рублей, соответствующие документы опубликованы на портале госзакупок.
«Целью выполнения ОКР (опытно-конструкторских работ) является создание космического комплекса «Луна-Глоб», предназначенного для комплексных исследований на поверхности Луны в околополярной области, а также отработки технологии мягкой посадки», — говорится в конкурсной документации.
Аппарат должен будет изучить внутреннее строение Луны, провести разведку природных ресурсов в околополярной области и исследовать воздействие на ее поверхность космических лучей и электромагнитных излучений.
Последний полет на Луну. Жизнь астронавтов на орбите.

Астронавт Юджин Сернан перед отправлением на Землю вернулся в лунный модуль после Шмитта и стал последним на сегодня человеком, стоявшим на Луне.

Харрисон Шмитт стал последним человеком, высадившимся на поверхность Луны.

Запуск «Аполлона-17» был первым в истории пилотируемой космической программы США ночным стартом.

Астронавт Юджин Сернан до полета на Луну был в космосе дважды: в качестве второго пилота «Джемини-9А» в июне 1966 года и как пилот «Аполлона-10» в мае 1969 года.

Харрисон Шмитт к моменту полета был доктором геологии. В программе «Аполлон» он стал единственным летавшим в космос астронавтом не летчиком по профессии.

Пилот командного модуля Рональд Эванс не выходил на поверхность Луны, он ждал коллег на орбите.

В то время, как Эванс совершал витки вокруг Луны, Шмитт и Сернан за время трех вылазок, длившихся 7,2, 7,6 и 7,3 часа, собрали рекордные 110 кг породы.

Интерьер космического корабля, программа «Аполлон-17».

Юджин Сернан оставил на Луне свою камеру — знаменитый Hasselblad 500, которым снимали все астронавты. Недавно астронавт объяснил, зачем он это сделал — чтобы ее нашли через много лет последующие экспедиции.

Астронавт Харрисон Шмитт. Программа Аполлон 17

Астронавты Юджин Сернан и Рональд Эллвин Эванс.

У каждого астронавта «Аполлон-17» была своя пара хирургических ножниц, чтобы разрезать пакеты с пищей, сделанные из очень плотного целлофана. Во время полета на Луну Рональд Эллвин Эванс никак не мог найти свои ножницы, он даже боялся, что у него возникнут серьёзные проблемы с питанием, когда его коллеги будут находиться на Луне. Договорились, что Сернан или Шмитт оставят ему свои, если пропажа не будет найдена.

Интерьер пилотируемого космического корабля. Программа «Аполлон-17».

Интерьер пилотируемого космического корабля. Программа «Аполлон-17».

Последние слова, сказанные человеком на Луне, принадлежат Юджину Сернану: «Боб, говорит Джин, я на поверхности, и, делая последний шаг человека с поверхности [Луны], возвращаясь домой, чтобы когда-нибудь вернуться — но, мы верим, в не очень далёком будущем — я бы просто хотел [сказать] то, что, я думаю, останется в истории. Что сегодняшний вызов Америки определил будущие судьбы человечества. И, покидая Луну в [районе] Таурус-Литтров, мы уходим так же как и пришли и, с Божьей помощью, вернёмся — с миром и надеждой для всего человечества».