МОСКВА, 17 янв – Москва.Ру. Опрошенные Москва.Ру эксперты связывают уменьшение законопроектов в новой Думе с тем, что осенняя сессия была короткой и основное время депутаты посвятили бюджетному процессу, при этом эксперты сходятся во мнении, что первые выводы о качестве работы палаты можно будет делать только по истечении весенней сессии.
Ранее сообщалось, что число принятых законопроектов в седьмой Думе уменьшилась на треть, также сократилось число законопроектов, внесенных депутатами, это следует из «Рейтинга законотворцев» по итогам первой сессии нового состава палаты. Авторы исследования указывают также, что в новом созыве Госдумы расширяется практика консенсусного одобрения: если законопроект принимается, то за него чаще всего голосует большинство представителей разных фракций.
«Рейтинг законотворцев» — регулярное исследование количественных и содержательных трендов работы Госдумы по итогам каждой парламентской сессии. Исследование проводится Фондом ИСЭПИ совместно с Центром содействия законотворчеству с 2014 года. В исследовании анализируется активность депутатов и других субъектов законодательной инициативы по выдвижению законопроектов, результативность их рассмотрения, социальная значимость депутатских законопроектов, статистика думских голосований, продуктивность работы депутатов над законопроектами в комитетах Госдумы.
Переход от количества к качеству.
Председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ и один из авторов рейтинга Дмитрий Бадовский пояснил, что уменьшение депутатских инициатив вызвано спецификой первой сессии Думы нового созыва, которая была достаточно короткой и в основном занималась темой бюджетного процесса.
«Помимо принятия пакета бюджетных законопроектов, в том числе большого количества сопутствующих законопроектов по бюджету 2018-2019 года, еще принимались и поправки в бюджет 2016 года и в рамках бюджетного процесса. Как правило, депутаты работают именно с правительственными документами и работают над своими поправками ко второму чтению, и это тоже повлияло на то, что собственно депутатских инициатив было меньше», — считает эксперт.
Бадовский отмечает, что в Думу также пришло довольно много новых депутатов, прежде всего одномандатников, однако по ходу их втягивания в работу законодательная активность будет расти. По мнению эксперта, свидетельством перехода от количества законопроектов к их качеству свидетельствует то, что почти 2,5 раза сократилось число законопроектов, которые возвращаются депутатам как не соответствующие регламенту или требованиям по внесению.
«То есть раньше почти 20% законов депутаты вносили, даже по большому счету и не думая и не рассчитывая всерьез, что их кто-то будет не то,что принимать, а кто-то их будет вообще обсуждать. То есть смысл внесения законопроектов сейчас состоял в том, чтобы просто попиараться и то что называется громко заявить о себе, попасть в новости», — сказал эксперт.
«Двадцать процентов законов отзывались или возвращались депутатам как брак, потому что собственно даже никакой элементарной проработки этих законопроектов не было, это прежде всего были такие пиар-инициативы, жизнь которых как законопроектов заканчивалась ровно в тот момент, когда депутат заканчивал произносить это перед камерами или перед микрофоном», — сказал Бадовский и добавил, что сейчас такого «законотворчества» стало на порядок меньше.
Межфракционный консенсус.
Эксперт также отметил достигнутый консенсус председателя Думы со всеми основными фракциями парламента.
«Взят курс на именно повышение качества законотворчества, то есть важно не столько количество, а важно качество», — пояснил он. По его словам, сегодня важно более глубокое и содержательное обсуждение законопроектов, а также то, чтобы вносимые законопроекты были осмысленными предложениями.
«Причем в идеале которые носили бы межфракционный характер, и мы видим, что в этой Думе количество законопроектов, которые вносят представители разных фракций одновременно или на площадке комитета представителями разных фракций вырабатывается или в диалоге между парламентскими партиями выносятся, какими-то согласованными между фракциями предложениями — количество таких законопроектов тоже растет», — сказал эксперт.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов считает, что последние созывы в Думе уже было консенсусное голосование. «Я бы не был так однозначен. В Думе всегда, вернее последние созывы, как минимум, начиная с 2014 году, хотя это было и раньше – было консенсусное голосование по многим политическим вопросам, по вопросам внешней повестки. Но, например, по социально-экономической политике никакого консенсуса нет… Я бы объемы консенсусного голосования как минимум сейчас бы не преувеличивал», — сказал политолог.
При этом Бадовский считает, что «особого консенсуса» нет по бюджетному пакету, тогда как по темам социальной политики у фракций одинаковые позиции и они согласованно вносят законопроекты или согласованно за них голосуют.
«По бюджету во многих случаях многие законы, не все, по каким-то вопросам была поддержка и трех, четырех фракций, но по некоторым, например, законопроектам бюджетного пакета, который был ключевым в осеннюю, первую сессию, по некоторым пунктам и законопроектам бюджетных позиций за голосовала только ЕР… по ключевым, стратегическим темам, которые вносит президент, или по каким-то темам, например, направленным на повышение качества работы парламента, качества власти или темам социальной политики у фракций одинаковые позиции, и они согласованно вносят законопроекты или согласованно за них голосуют, то это в общем на самом деле неплохо», — сказал политолог.
Дума сохраняет дискуссию.
По мнению Бадовского, Дума остается полноценной дискуссионной площадкой.
«Дума — место для дискуссий. Дума начинает более содержательно обсуждать законопроекты, то есть дело не в том, чтобы кнопку нажать и проголосовать, а дело в том, чтобы обсуждать, в том числе законы, законопроекты, законодательные инициативы, которые там есть, и в том числе которые внесены оппозицией», — пояснил он.
Эксперт считает, что популистский законопроект, внесенный, например, оппозиционной фракцией, «возможно, не будет в итоге принят», так как в целом его «сейчас невозможно реализовать или есть какие-то другие проблемы, или негативный отзыв правительства», но это не значит, что такой законопроект не надо обсуждать — он обсуждается.
«Потому что там могут быть какие-то отдельные законодательные новеллы, статьи отдельные, которые разумны, которые стоит выполнить, которые стоит, например, в каком-то другом законопроекте предложить и принять или которые стоит, например, обсудить в рамках правительственного часа с профильным министром, задать ему эти вопросы и заставить само правительство, например, внести те или иные предложения или внести те или иные новации… Дискуссия в этом смысле сохраняется», — сказал Бадовский.
По его словам, практика совместного внесения многих инициатив представителями разных фракций говорит о том, что дискуссия сохраняется и развивается не только на уровне обсуждения уже внесенных проектов, но и на уровне их создания, когда законопроекты пишутся в режиме совместного обсуждения, диалога, представителями разных фракций.
«То есть в законопроект вносятся предложения, которые уже отражают позиции и ЕР, и оппозиционных фракций. Это означает, что в процессе принятия к нему будет меньше вопросов и все будут скорее всего за, с другой стороны уже на этапе написания законопроекта депутаты обсуждают и вносят какие-то согласованные, обсужденные уже, выработанные в режиме диалога совместные предложения — это тоже, в общем, достаточно хорошая практика», — пояснил Бадовский.
Ключевая сессия — весенняя.
Говоря о качестве законотворчества, политолог отметил, что ключевой в этом определении станет вторая сессия.
«Ключевая, я думаю, будет как раз вторая сессия Госдумы, та, которая открылась сейчас. Потому что, с одной стороны, видно — и цифры уже это показывают — что в рамках первой сессии Дума реально начала заниматься темой повышения качества законотворчества и какие-то уже первые результаты есть», — считает Бадовский.
Миронов полагает, что количество законопроектов уменьшаться не будет, и считает, что нужно дождаться конца второй сессии, так как раз к концу весенней сессии обычно «дозревают» законопроекты.
«Вот тогда можно будет сделать выводы о том — уменьшается ли количество принятых законопроектов. Я думаю, что их количество уменьшаться не будет. Дума за годы своего существования и за годы существования нашей правовой системы вошла в определенную норму принятия законов – примерно 300-400 законов в год. Думаю, что такая же норма будет сохраняться, просто потому что она диктуется самой жизнью», — сказал эксперт.
При этом он отметил, что за последние годы сократилось количество президентских указов. «Раньше их было где-то 1600-1700 в год, а сейчас иногда и до тысячи не дотягивает. Это говорит о том, что в правовой системе произошел перенос центра тяжести, и основные вопросы жизни регулируются парламентом путем принятия законов», — считает Миронов.
Руководство Думы.
По мнению Бадовского, ряд проблемных тем остается, однако руководство Думы активно занимается ими, акцентируя внимание палаты на проблемных точках.
Политолог напомнил, что думский спикер Вячеслав Володин в своем выступлении на открытии сессии обозначал проблемные точки, в их числе, например, совмещение второго и третьего чтения – «когда законы прогоняются за один день во втором и третьем чтении, иногда это приводит к ошибкам».
Миронов также считает, что руководство Думы пытается влиять на качество законодательной работы.
«Я вот тут наблюдал за сессиями, как они проходят – стало больше внимания к качеству законов со стороны председателя Государственной думы. Это очень заметно. Если раньше председатель особо не реагировал, то сейчас председатель вникает. Я несколько раз просто слышал, как он говорит «да, ваш законопроект неплохой, но нет финансовых расчётов» — как пример. То есть председатель пытается влиять на качество законодательной работы, это заметно», — поделился политолог.