ОРЛОВ (Кировская область) 14 янв – Москва.Ру, Алина Медведская. Воспитанники закрытого учебного заведения для подростков с девиантным поведением в городе Орлов Кировской области встретили официальных гостей из Общественной палаты (ОП) РФ, которые работают над декриминализацией российской молодежи. Вместе с общественниками в спецучилище отправился и корреспондент Москва.Ру, чтобы посмотреть, где и как живут трудные подростки.
Декриминализации подростковой среды было посвящено одно из первых поручений президента РФ Владимира Путина в новом году. Для выполнения этой цели правительству РФ необходимо до 15 февраля создать межведомственную рабочую группу, включив в нее представителей Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
В пятницу секретарь ОП РФ Александр Бречалов и председатель комиссии ОП РФ по поддержке молодежных инициатив Сангаджи Тарбаев посетили орловское учебное заведение, которое находится под шефством секретаря ОП уже больше двух лет.
За высоким забором.
В Орловском специальном учебно-воспитательном учреждении обучается 104 подростка в возрасте от 11 до 18 лет из более чем 30 регионов РФ. Здесь молодые люди обучаются по пяти профессиям: слесарь механосборочных работ, токарь, столяр, штукатур-маляр и мастер художественных изделий из дерева.
Орловское спецучилище внутри напоминает хорошую среднеобразовательную школу: просторные светлые кабинеты, украшенные к Новому году, отремонтированные тематические классы, портреты успешных выпускников на стенах. То, что внутри территории этого образовательного учреждения действует особый режим, выдает только высокий каменный забор.
Воспитанники – обычные пацаны с озорными взглядами. Все в одинаковых черных костюмах, видимо, специально надетых в честь нашего приезда. Видно, что ребятам в них было не по себе, непривычно. В то, что за плечами некоторых (даже самых юных) не только кражи, но и нанесение побоев, разбой и сексуальное насилие, поверить трудно.
После вступительной речи гостей, небольшого концерта и общения ребят с Бречаловым и Тарбаевым, все отправились в столовую. Здесь общественники, преподаватели и журналисты обедали за одними столами с воспитанниками.
«Как тебя зовут?» — спрашивает один из членов региональной Общественной палаты, обращаясь воспитаннику. Мальчик лет 12 явно был польщен проявленным к нему интересом и тут же назвал свое имя.
«А за что ты здесь? Что натворил?», — продолжает спрашивать общественник.
«Ни за что, ничего я не сделал», — ответил подросток, нахмурив брови.
Но общественник все же продолжил допрос и выпытал, что мальчишка попался на краже.
Кто виноват и что делать.
Секретарь Общественной палаты РФ считает, что перед принятием конкретных мер для декриминализации подростков необходимо осознать глобальность проблемы. «Дело ведь не в пацанах. Изначально вопрос в семье, в том окружении, в той среде, в которой они живут, растут. У большинства из них это среда агрессивная. Они не находят по разным причинам поддержки в семье… На мой взгляд, надо меньше говорить, а больше делать», — рассказал Бречалов.
Он призвал заниматься шефством подростков в подобных учреждениях, относясь к этой работе ответственно и принимая во внимания все нюансы. Секретарь ОП РФ уверен, что при активном наставничестве через несколько лет снизятся и показатели по криминалу в обществе в целом.
«На этом этапе ситуацию можно изменить для конкретного человека… Например, Ваня (воспитанник спецучилища, имя изменено) — из него получится либо преступник, либо добропорядочный гражданин, а он ведь талантливый. Этим ребятам сложнее всего помочь… им нужно внимание, их будущее нужно пошагово сопровождать. Очень долго, очень», — считает секретарь ОП.
Руководитель спецучилища Татьяна Хохлова согласна с мнением общественника, уверяя, что особенно важен для воспитанников личный пример успешных людей. Важна и мотивация: чем больше детям предлагают различные поощрения за хорошее поведение, например, поездки в Москву, тем больше у них стимулов соблюдать правила.
«Самое главное в этом возрасте — показать, что круто быть успешным в спорте, в творчестве. И вот так постепенно вовлекать подростков в (некриминальную) деятельность, в ситуацию успеха, можно заменить (тягу к криминалу – ред.). Но это нужно делать ежедневно, ежечасно», — рассказывает Хохлова.
Клеймо на всю жизнь.
Ранее Минобрнауки РФ сообщило о намерении переименовать школы для трудных подростков, исключив из документов указание о девиантном поведении выпускников. Сейчас эти школы называются «специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным поведением». Такое же название содержится в бланках аттестатов выпускников, что, по данным ведомства, «создает им существенные затруднения в продолжении обучения и трудоустройстве». Для решения этого вопроса в мае был подготовлен проект изменений в существующие приказы.
Руководитель спецучилища выступает за отмену этой отметки. «Чаще всего эти дети не такие уж общественно опасные, это дети, которых недолюбили, чего-то недодали, причем недодали в школе, в семье. И считай, что дети оказались у нас, потому что система профилактики не совсем эффективно сработала на местах», — считает Хохлова.
Другого мнения придерживается секретарь ОП, который уверен, что запись сохранить нужно, но необходимо изменить отношение общества к этой записи.
«Указывать надо, потому что тогда некая модель поведения работодателя или вуза должна корректироваться в лучшую сторону, больше внимания (будет уделяться). Это мое личное мнение. Вопрос не в штампе и записи, а вопрос в отношении», — сказал Бречалов.
Между строк.
Один из учеников признается, что обычно в спецучилище все примерно так же, как и сейчас, когда приехали гости из Москвы. «Ну, только скатерти не накрывают», — добавил парень.
«Живем спокойно, каждый знает свое место, так что без всяких. У нас в группах есть дежурные, они все решают… А мне здесь больше понравилось, чем даже в Питере (санкт-петербургском спецучилище – ред.)», — рассказал воспитанник, показывая своим сверстникам, чтобы те поторопились.
На вопрос, куда они спешат, парень ответил, что просто хочет «поскорее переодеться в нормальную одежду».
Детей можно одеть в новые костюмы, можно накрыть скатерти на столы, вымыть до блеска здание, но один эпизод заставил задуматься о том, что здесь детей не бросили, в них верят, их воспитывают. В столовой было очень холодно, потому что целый день из-за гостей не закрывали двери на улицу. Я на это пожаловалось вслух коллегам. Меня осторожно кто-то толкнул в плечо.
«Извините, я вам свой пиджак отдам?», — спросил меня один из воспитанников училища для подростков с общественно опасным поведением.