Принадлежащий «Яндексу» сервис Auto.ru начал заниматься объявлениями о продажах не только новых и подержанных автомобилей, но и запасных частей для них. «На сервисе доступно более 600 000 предложений новых и подержанных запчастей от магазинов и частных пользователей: кузовные элементы, электрооборудование, запчасти ходовой части и трансмиссии, элементы интерьера салона», – говорится в сообщении Auto.ru.
В кризис российские потребители экономят и вместо покупки нового автомобиля ремонтируют имеющийся, поэтому Auto.ru и решил выйти на этот рынок, уточнил представитель сервиса, а также они берут опыт с успешных онлайн продавцов, таких как topdetal.ru, которые ежегодно реализуют сотни новых автозапчастей. По его словам, в месяц пользователи задают более 5 млн запросов о запчастях, ищут новые и подержанные детали, специалистов, которые могут помочь с ремонтом автомобиля.
Рынок подержанных автомобилей в России чувствует себя намного лучше первичного. По данным агентства «Автостат», рынок автомобилей с пробегом за семь месяцев 2016 г. вырос на 9,3% год к году, число прошедших перерегистрацию машин достигло почти 3 млн шт.; за год рынок подержанных автомобилей может вырасти на 7–10%. В то же время продажи новых машин в России сокращаются – на 14,4% в январе – июле 2016 г. до 781 605 машин, согласно данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, за весь 2016 год падение может составить 10,3% до 1,44 млн шт.
Один из конкурентов Auto.ru – Avito – с середины 2016 г. также начал активнее работать с подержанными автомобилями. Летом «Avito авто» и несколько крупнейших автодилеров России создали базу данных историй автомобилей; среди участников проекта – «Рольф», «Автомир», Genser, «Независимость», «Транстехсервис» и «Ключавто». В базе содержатся данные о пробеге машины, история обслуживания и проч. Ранее весной о запуске собственных баз заявляли также ассоциация «Российские автодилеры» и Caroperator Оскара Ахмедова.
На автозапчасти приходится заметная часть российской онлайн-торговли. За 2015 г. пользователями было сделано около 10 млн заказов на такие товары – это около 6% всего рынка, или более 30 млрд руб., подсчитал партнер Data Insight Борис Овчинников. «Это довольно много, – подчеркивает эксперт. – Запчасти наряду с косметикой, детскими товарами и товарами для дома и ремонта – одна из основных категорий».
Сейчас, по данным Data Insight, крупнейшие игроки по продаже автозапчастей в интернете – Exist.ru, Emex.ru, а также Autodoc.ru (см. врез). Значительная часть продавцов автозапчастей работает не напрямую, а через эти площадки, которые, по сути, выступают в роли агрегаторов предложений, указывает Овчинников.
В 2015 г. интернет-продажи автозапчастей росли даже медленнее рынка в целом, напоминает Овчинников: «Сказалось снижение платежеспособности потребителей. Они, скорее всего, сократили все расходы на автомобиль, кроме самых необходимых: можно резину поменять в этом году, а можно отложить эти расходы и на следующий год». Кроме того, россияне все больше стали покупать вместо оригинальных запчастей неоригинальные и более дешевые, добавляет эксперт.
Получить комментарии представителей Avito, Exist не удалось.