Пятилетка успеха: как из подмосковной глуши выросла Новая Москва

Пятилетка успеха: как из подмосковной глуши выросла Новая Москва

Присоединенные территории стали привлекательными для инвесторов, рабочих и простых москвичей

1 июля будет пять лет, как территория Москвы увеличилась в 2,5 раза. Пять лет как актуальна фраза: «Сам живу в Подмосковье, зато дача в Москве!» Пять лет как до Калужской области рукой подать, а в московских лесах водятся кабаны. Территория столицы приросла на 1480 квадратных километров за счет земель на юго-западе Подмосковья. По сути, у города появилась возможность начать все с чистого листа, чем власти и воспользовались: в Новой Москве формируется полицентрическая структура расселения, сохраняются природные территории и при этом с опережением развивается транспортная и инженерная инфраструктура. В общем, идеальный баланс города и природы, да еще не где-нибудь, а в столице.

Детский сад на улице Бианки — мечта всех родителей и малышей. Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА СТРОЙКОМПЛЕКСА

Пять лет назад, в 2012 году, мало кто верил, что среди подмосковных лесов и полей вдруг вырастут города, проселочные дороги превратятся в трассы, а метро появится там, куда еще не ступала нога дачника. К застраиванию Новой Москвы власти подошли с умом. Во-первых, нужно было сформировать устойчивые жилые районы, которые были бы сбалансированы по численности, количеству рабочих мест, больниц, поликлиник и прочему. То есть — развивать на присоединенных территориях полицентрическую структуру. Зачем это нужно? Такое решение позволит избежать маятниковой трудовой миграции: зачем куда-то ехать, если все под боком? А значит, позволит избежать пробок, потери времени за рулем или в маршрутках…

По планам, к 2035 году на территории ТиНАО появится до 100 миллионов квадратных метров недвижимости. Точки роста и мини-центры будут сформированы вокруг уже существующих населенных пунктов: Коммунарка, Внуково, Киевский, Щапово, Рогово, Троицк, Вороново, Кленово… Крупными деловыми центрами станут уже существующие, строящиеся или перспективные деловые объекты: индустриальный парк «Индиго»; агрокластер «Фуд-Сити»; офисный центр «КомСити»; бизнес-центр «К2»; административно-деловой центр в Коммунарке; университетский кампус МИСиС; филиал Российской государственной библиотеки и другие.

Строители учатся на ошибках своих предшественников — новые микрорайоны возведут по всем принципам современного строительства:

городская структура будет упорядочена, а двор и улица — разделены между собой;

долой унылые однообразные «муравейники»: в Новой Москве будет разнообразие архитектурных решений;

ехать за хлебом на другой конец города не придется: социальная инфраструктура и общественный транспорт — под боком;

а главное — бережное и уважительное отношение к природе, сохранение зеленых территорий, создание новых парков;

плюс ко всему — реставрация имеющихся 184 объектов культурного наследия.

Дорога от поселка Коммунарка до Южного Бутова. Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА СТРОЙКОМПЛЕКСА

Новая Москва поедет с ветерком

Однако новые города не будут изолированы друг от друга и старой Москвы: на присоединенных территориях активно строятся дороги и метро. Четыре дороги уже построены, а до 2021 года всего появится 165 километров дорог.

В ближайшее время введут автодорогу Боровское шоссе — деревня Ботаково. В начале 2018 года завершится второй этап реконструкции трассы М3 «Украина» — деревня Ямонтово до дороги поселок Коммунарка — аэропорт «Остафьево». В планах на будущее — реконструировать дорогу М3 «Украина» — деревня Середнево — деревня Марьино — деревня Десна, дорогу от Минского шоссе до Боровского шоссе.

Важный этап дорожной реконструкции Новой Москвы — 2019 год. Тогда построят третий участок пути МКАД — поселок Коммунарка — аэропорт «Остафьево», реконструируют дороги Варшавское шоссе — деревня Андреевское — деревня Яковлево, Калужское шоссе — деревня Яковлево.

Сейчас в Троицком и Новомосковском округах строят семь дорог общей протяженностью почти 67 километров. Появятся два подземных пешеходных перехода и эстакада.

К 2035 году на новой территории возведут 87 транспортных развязок, в том числе 12 путепроводов через железнодорожные пути.

Еще — и это особый подарок «новомосквичам» — к тому же 2035-му планируется построить 60 километров линий и более 20 станций подземки. Но 2035 год кажется далеким и туманным, ближайшая же перспектива — продлить Сокольническую ветку от «Саларьево» до Коммунарки. При создании метро предпочтение отдадут станциям неглубокого заложения: их можно построить быстрее и значительно дешевле.

В общем, как вы уже поняли, «глухой тмутараканью» Новая Москва не останется и в пробках стоять не будет: даст фору старой столице и еще быстрее «полетит» по современным трассам.

Дома и дороги — это, конечно, важно, но ведь не будут жители новых территорий ездить в поликлинику или магазин в «старую» Москву? К счастью, нет. В Троицком и Новомосковском округах закреплены общегородские стандарты социальной защиты населения. С 2012 года уже построено семь поликлиник на 1710 посещений в городе Московский, поселке Десеновское, поселении Рязановское, Марушкинское, Первомайское и других. В этом году в эксплуатацию введут две взрослые поликлиники на 450 мест и одну детско-взрослую на 320 посещений в смену. В следующие два года появится еще пять поликлиник — в Новом Бутове, поселках Коммунарка, Птичное, Щербинке.

Уже построены 10 современных школ и 30 детских садов, пять крупных парков, гармонично вписавшихся в существующих экологический каркас. В планах на 2035 год — построить еще 125 объектов здравоохранения, 700 спортивных объектов, 170 школ и 320 детских садов. Кстати, семь существующих поликлиник построены за счет инвесторов.

— С момента присоединения к Москве на новых территориях в строительство вложено около 750 млрд рублей, — рассказывает руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин. — Порядка 600 миллиардов рублей вложили инвесторы, и около 150 миллиардов рублей было выделено из бюджета города. Всего, по нашим оценкам, до 2035 года в развитие Новой Москвы будет вложено порядка 7,5 триллиона рублей.

Развитие всей Новой Москвы ориентировано на привлечение внебюджетных инвестиций с учетом интересов людей. Конечно, город участвует в строительстве больниц и поликлиник, дворцов спорта, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. А вот в создании домов, коммерческих и социальных объектов, а также рабочих мест основную роль играют средства инвесторов. Общий объем инвестиций за пять лет составил около 1,5 триллиона рублей. К 2017 году эта цифра вырастет до семи триллионов.

— Налоговые поступления ТиНАО дают московской казне 30 млрд руб. каждый год. К 2035 г. цифра увеличится в 10 раз, — отметил Жидкин.

Рабочих мест становится все больше

Дома есть, дороги есть: не получится ли из Новой Москвы один огромный спальный район? По задумке московских властей, которую они с успехом воплощают, к 2035 году в Новой Москве будет создан 1 миллион рабочих мест.

— По поручению мэра Москвы Сергея Собянина строительный комплекс уделяет приоритетное внимание созданию на новых территориях столицы рабочих мест. Почти 100 тыс. с момента присоединения уже создано, их количество растет буквально каждый месяц. В текущем году мы планируем ввести в эксплуатацию в ТиНАО порядка 700 тыс. кв. м нежилой недвижимости, большая часть которой предназначена для создания рабочих мест, — отметил Жидкин.

За прошедшие пять лет в Новой Москве создали 102 тысячи новых рабочих мест, в основном в поселениях Московский и Сосенское, а также в городском округе Щербинка. Около 34 тысяч мест появилось в сфере потребительского рынка, 20,5 тысячи — в сфере логистики и еще столько же — в строительстве. Открылись офисно-деловой центр «Комсити», торгово-логистический «ФудСити», административно-деловой центр в Коммунарке и торгово-развлекательные — в Румянцеве, Московском и других поселениях.

В будущем 600 тысяч мест будут высокотехнологичными, приоритетными станут обрабатывающие отрасли, коммерческий сектор в социальных отраслях, профессиональные и социальные услуги — то есть те, которые ориентированы на человека.

А вот простым людям Новая Москва пришлась по вкусу. По данным ВЦИОМ, порядка 35% опрошенных москвичей готовы к переезду за МКАД. Люди видят развитие транспортной сети, доступную стоимость жилья и экологическое благополучие округов. И понятно, что с ростом жилья, строительством детских садов и дорог Новая Москва будет все больше привлекать уставших от столичного шума и пыли горожан.

Настоящая жемчужина Новой Москвы, которой так не хватает старому городу, — зеленые территории, леса и парки. Более 50% площади присоединенных округов покрыты лесами. В итоге благодаря всему объему зеленых насаждений, которые были включены в состав столицы в 2012 году, город вошел в число лидеров по качеству экологической обстановки среди мировых столиц. В планах властей — создание к 2035 году в Троицком и Новомосковском округах 86 парков общей площадью 12 тысяч гектаров.

За прошедшую пятилетку в Новой Москве появились 13 зон отдыха: парк «Красная Пахра», «Сосны», парк Победы и другие. Кстати, четыре из них обустроили за счет средств инвесторов. Это значит, что теперь любой москвич может побывать в практически нетронутых уголках природы, не покидая столицы.


Смотреть фото-галерею записи Пятилетка успеха: как из подмосковной глуши выросла Новая Москва