Город должен принадлежать людям, а не автомобилям

Город должен принадлежать людям, а не автомобилям

Основные работы по программе «Моя улица» завершатся в 2017 году

Проект «Моя улица» давно вышел за пределы собственно улиц. Работы затрагивают и архитектуру, и транспорт, и культуру. В Москве формируется — впрочем, пожалуй, уже сформировалась — новая городская среда с ориентацией на жителей как главных пользователей общественного пространства.

Зеленая зона на Лубянке станет новым местом отдыха для москвичей.

Сначала небольшой экскурс в недавнее прошлое. Сейчас уже трудно представить, как еще десять лет назад москвичи не то что не могли спокойно прогуливаться по городу, а вынуждены были пробираться между неправильно припаркованными машинами. Теперь же благодаря грамотной политике столичных властей даже самые завзятые автомобилисты пересели на метро. В выходные же и после работы горожане с удовольствием прогуливаются по широким тротуарам и просторным площадям, отдыхают в уличных кафе (кстати, сезон вот-вот наступит) и любуются Москвой-рекой на набережных, которые наконец-то из дорог превращаются в места для отдыха у воды. Так что совсем неудивительно, что за последние два года пешеходный поток на улицах, где было проведено комплексное благоустройство, вырос в 2–4 раза.

Одной из серьезнейших проблем в начале 2000-х было полнейшее отсутствие плавных съездов с тротуаров и пандусов. «Попробуйте хоть раз пройти с коляской — бордюры такой высоты, что просто невозможно. Нужно обязательно оборудовать съезды с бордюров, ведь это касается и мам с колясками, и пожилых людей, и инвалидов, и велосипедистов», — такие жалобы и просьбы москвичи высказывали лишь 8–10 лет назад.

Или еще. «Нам очень нравится идея развития системы нетрадиционных способов передвижения по центру. Можно ли организовать велостоянки хотя бы у станций метро?» — вопрошали инициативные москвичи. Глядя на активно снующих по улицам велосипедистов, на сотни велопрокатов и стоянок, не веришь, что еще совсем недавно внимания им практически не уделялось. И что примитивные велостоянки воспринимались жителями города как нечто удивительное.

Очень многие люди просили организовать выделенные полосы для автобусов-троллейбусов и спецтранспорта («скорой помощи», пожарных и др.). Количество сообщений по этой тематике зашкаливало, что означало только одно: вопрос действительно волновал людей.

Но организация велосипедных маршрутов и выделенных полос для автобусов была малой частью задуманного. Строительство пешеходных подземных переходов на Садовом кольце и крупных улицах, возведение парковок, жесткое ограничение въезда сначала в центр, а потом и в пределы МКАД грузовиков — лишь воплотив в жизнь эти программы, можно было переходить к следующему этапу благоустройства города.

Трамвай «Желание»

Новость, невероятно приятная и для десятков тысяч поклонников трамвая, и для пассажиров общественного транспорта. Уже осенью трамвайные пути дотянутся до Белорусского вокзала, где будет построено разворотное кольцо.

Как пояснили в Москомэкспертизе, утвержден проект строительства трамвайных путей на площади Тверская Застава, которые будут проложены в рамках благоустройства по программе «Моя улица». Они появятся на Лесной улице — от 2-го Лесного переулка до площади Тверская Застава. Протяженность новых путей составит 1,22 километра. Строительство планируется завершить уже этой осенью.

— С возвращением трамвайной линии у пассажиров появятся дополнительные возможности для пересадок на всевозможные виды транспорта и для планирования оптимальных маршрутов, — рассказал председатель Москомэкспертизы Валерий Леонов.

Действующая линия на Лесной улице пользуется популярностью у москвичей — и это при том, что до Белорусского вокзала электрический транспорт не доходит, пути заканчиваются тупиком. Напомним, что разворотное кольцо и трамвайная линия на Лесной улице существовали до 2008 года. В 2012-м трамваи на Лесную вернули, но до Белорусского вокзала они не доходили. Теперь же, при строительстве нового участка, тупик разберут, а линию продлят. «Возле Белорусского вокзала появится разворотное кольцо, — продолжает специалист. — Для посадки и высадки пассажиров на площади Тверская Застава построят трамвайную остановку «Белорусский вокзал» с повышенной платформой, на которой разместят павильон для комфортного ожидания. Платформа будет располагаться на одном уровне с полом остановившегося трамвая: чтобы войти в него или выйти, достаточно будет сделать лишь один шаг. При этом маломобильные пассажиры смогут спуститься с посадочной платформы к пешеходному переходу по специальному пандусу».

Для удобства пассажиров будет изменено расположение остановок наземного транспорта. Их перенесут ближе к вокзалу и станции метро «Белорусская». Делается это для того, чтобы людям было удобнее делать пересадки. После продления маршрутов пассажиры, которые от Белорусского вокзала едут в сторону Университета путей сообщения, Театра имени Дурова и «Олимпийского», смогут сэкономить в пути 10–15 минут.

Также благодаря городской программе благоустройства «Моя улица» на Тверской Заставе обустроят сквер с прогулочными дорожками и скамейками. На площадь вернут памятник писателю Максиму Горькому, который создала легендарный скульптор Вера Мухина. На площади будет организована и отдельная полоса, где смогут останавливаться такси для посадки и высадки пассажиров.

Город, который радует глаз

По мнению специалистов, в городе очень важна так называемая визуальная экология — оптимальное размещение рекламных и информационных щитов, окраска фасадов зданий в приятные глазу цвета, художественная подсветка домов и павильонов метро. Ученые давно выяснили, что подобные «мелочи» заметно улучшают настроение горожан и влияют на производительность труда (естественно, в лучшую сторону). Поэтому одна из основных целей программы «Моя улица» — сделать так, чтобы в Москве было приятно находиться, гулять, смотреть по сторонам. Причем необходимо, чтобы такие слова можно было сказать не только о туристическом центре города, но и о местах, которые раньше вызывали у горожан лишь негатив — например, о подземке.

В ближайшее время планируется обновление внешнего вида 43 станций подземки. Работы проведут на фасадах 32 зданий, входных группах и в подземных пешеходных переходах. В некоторых местах появится художественная подсветка — там, где раньше ее не было.

В этом сезоне планируют разработать и реализовать проекты подсветки 14 входов в метро. Это станции «Баррикадная», «Александровский сад», «Автозаводская», «Спортивная», «Рижская», «Кузнецкий Мост», «Алексеевская», «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Таганская» Кольцевой линии, «Сокол» (два входа), «Павелецкая» Кольцевой линии, «Курская» Кольцевой и «Курская» Арбатско-Покровской линий.

Архитектурно-художественную подсветку установят со всех сторон павильонов, в том числе на отдельных элементах — аттиках, парапетах, карнизах. На самых значимых из них сделают дополнительные световые акценты.

Как объясняют специалисты-москвоведы, некоторые павильоны и сами станции метро, особенно самые старые, сами по себе являются историческими памятниками. Чтобы выгодно оттенить их, выбрано нейтральное белое освещение. А вот на «Кузнецком Мосту», «Баррикадной» и на «Соколе» может появиться и яркое выразительное цветное освещение — однако подробности проекта в настоящее время уточняются. По словам представителей столичного департамента капитального ремонта, точное число станций, а также объем и состав работ станут известны только после проведения необходимых конкурентных процедур.

Продолжат в городе работы и по благоустройству территорий вблизи станций метро. Например, возле «Баррикадной» и «Краснопресненской» планируется объединить в целостный ансамбль прилегающий к станции парк и нейтральное городское пространство. Возле «Сокола» появится небольшая зеленая зона, а возле «Академической» — крытый переход к остановкам общественного транспорта.

Музейный квартал — как в лучших городах Европы

На Волхонке, вблизи станции метро «Кропоткинская», москвичей ждет только расширение пешеходных зон — уже объяснили, что такой шаг сделает более комфортным ожидание в очередях в расположенные поблизости музеи. Вопрос обещает быть актуальным — ведь после благоустройства там появится настоящий музейный квартал, который объединит не только все здания, принадлежащие ГМИИ имени Пушкина, но и храм Христа Спасителя и прочие музеи и галереи, расположенные неподалеку. По словам директора ГМИИ Марины Лошак, принципиально важно, чтобы москвичи не ощущали разницы: мол, здесь городская территория, а здесь уже музейная, — а просто получали возможность проводить время в комфортных условиях.

Вскоре можно будет увидеть превращение Волхонки в среду не только музейную, но и очень современную — там появятся скульптуры, больше зелени, современные энергосберегающие светильники, навигационные стелы, велопарковки и станции проката. Пешеходное пространство расширят и замостят гранитом с чугунными и бронзовыми элементами. Гранитное мощение будет и в Малом Знаменском и Колымажном переулках, которые станут пешеходными.

Выбор растений для озеленения нового музейного квартала будет прямо связан с историей искусства — например, ближе к Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, где хранятся полотна импрессионистов, появятся кусты, изображенные на картинах Клода Моне и Поля Синьяка.

Такое изменение городской среды не внезапно — о нем мечтал еще создатель музея, профессор Иван Владимирович Цветаев. Теперь, спустя более века после основания музея, идею удалось воплотить в жизнь. Ожидается, что в Музейном квартале на Волхонке будет девять небольших площадей, связанных внутренними проходами. Общую цветовую палитру музейного городка составят светлое серебро, серый базальт на фоне мощения из гранита темных тонов.

Необходимо отметить, что возле «Кропоткинской» скоро появится новая станция метро «Волхонка» Калининско-Солнцевской линии (кстати, оформленная с отсылками к музейным коллекциям), так что добираться до музейного квартала будет удобно практически всем москвичам. Ожидается, что количество посетителей достигнет трех миллионов человек в год.

Впрочем, Волхонка и окрестности ГМИИ имени Пушкина не единственное место, где в городе в ближайшее время появится единое музейное пространство. На том же расстоянии от кремлевских стен, но с другой стороны, планируется создание благоустроенной пешеходной рекреационной зоны, которая свяжет новый парк «Зарядье» и всем знакомый Политехнический музей на Новой площади.

Рядом, на Лубянской площади, появятся новая зеленая зона и особый амфитеатр, куда можно будет спуститься по специальной широкой лестнице, — там будут проходить лекции и концерты.

Такие музейные кварталы будут оформлены по образцу лучших зарубежных примеров — так, как в Вене, Берлине или Амстердаме.

Уют старых московских скверов

Наряду с Новой площадью будет благоустроен Ильинский сквер — один из старейших в Москве. Это место привлекает не только тех, кто любит гулять по городу, но и археологов — здесь, как и в других точках неподалеку от Кремля, можно обнаружить множество исторических предметов.

В разное время здесь находили фрагменты старинной посуды, татарские трубки и туфли, помадные банки, аптекарские принадлежности, каменные ядра и другие предметы. В этом году во время подготовки к благоустройству главным открытием археологов стал «слух» у основания Китайгородской стены — тайная комната, которая помогала защитникам Москвы в XVI веке подслушивать неприятеля по ту сторону крепостного сооружения.

Теперь территория, которую москвичи узнают по памятнику героям Плевны, станет частью единого пешеходного маршрута, ведущего к Зарядью. В сквере планируется организовать два места для проведения лекций и других мероприятий (один — в виде амфитеатра и подиума, другой — в виде зеленого театра) и установить ландшафтные скульптуры. Концепция музейного маршрута предполагает также появление в сквере прозрачных боксов, в которых Политехнический музей сможет проводить небольшие открытые экспозиции. Кроме того, в Ильинском сквере появится новое освещение.


Смотреть фото-галерею записи Город должен принадлежать людям, а не автомобилям